Сибирские огни, 1984, № 3
кости анализу, которому чужды личные симпатии и антипатии. Пример, мягко говоря, еще не получивший полного рас пространения в нашей текущей критике. Все без исключения участники «сиб- огневской» дискуссии, как и двух других, выдвигают высокие критерии в подходе к поэтическим явлениям. Эти критерии хо рошо известны. они достались нам в наследство от классиков, они на совре менном этапе выработаны марксистско- ленинской эстетикой. Но, вот беда, пере ходя к конкретному анализу, к определен ному поэтическому имени, мы не так уж редко отодвигаем эти^ критерии в отвле ченный фон и начина'ем руководствоваться личными пристрастиями. А ведь сложность работы критика и мера его таланта заклю чаются в том, чтобы уметь максимально корректировать высокими объективными критериями личные пристрастия, от кото рых, конечно же. никто из нас никуда не денется. Не иметь личных вкусов невоз можно, но уметь подчинять их высшей объективности необходимо. В. Дубровская, со свойственной ее сти лю, я бы сказал, жесткой тактичностью, заметила в заключение своей статьи: «Жаль только, что один не ищет лавров Петрарки, другой не соперничает с Вер- харном и Блоком. Словом, «приют наш мал, зато спокоен». С ней солидаризуется A. Плитченко: «Если уж какое-то сырье и надо обрабатывать, то это сырье нашей собственной души. Ее слепоту, инерцион ность». В. Курбатов пишет: «Прав Р. Ви- » нонен, что мы часто не в меру щедры в оценках и что это искажает настоящую шкалу ценностей и вводит в заблуждение и самих поэтов, и читателей». Он говорит, что критики, «напугавшись потока продук ции», пустились «в дробные частности анализа вместо опытов необходимого син теза наиболее перспективных тенденций современной поэзии». В своей дискуссион ной статье в «Литературной России» «О. хватит, хватит автобиографий» B. Курбатов ведет тот же разговор о не обходимости настоящей шкаЯы ценностей и цитирует Белинского: «В наше время стихотворный талант нипочем — вещь очень обыкновенная; чтобы он чего-нибудь стоил, ему нужно быть не просто талан том, но еще большим талантом, вооружен ным самобытною мыслию, горячим сочув ствием к жизни, способностию глубоко понимать ее». В связи с этими словами Белинского сам соФай вспоминается и Писарев, в раз ные эпохи общественного развития России они били в одну точку, формируя тот вы сокий критерий, которым надо пользовать ся и нам. Писарев говорил; «Но вы поду майте все-таки, что такое лирика? Ведь это просто публичная исповедь человека? Прекрасно, А на что же нам нужна пуб личная исповедь такого человека, который решительно ничем, кроме своего желания исповедываться, не может привлечь к себе наше внимание?» Критика для художника всегда особен но болезненна, ибо результаты его труда — это не просто продукт, отчужденный от него после изготовления, это он сам и есть. Критика — это, собственно, публич ная оценка масштаба личности поэта, меры его таланта, его интеллектуальных и нрав ственных качеств. Безусловно, это требует от критики тактичности и бережного отно шения к таланту даж е при самой суровой строгости оценок. Но и поэт, в конце кон цов, должен уметь бесстрашно и без само обольщения соотносить свою работу с вершинами советской поэзии, должен постоянно страдать о том, что масштабы ' его личности не столь велики, как мечтает ся ему самому. Я не хочу перечислять современных са мых крупных поэтов, которые поддержи вают мировую славу советской поэзии. Этих поэтов знает народ, в популяризации они не нуждаются. Я не хочу перечислять их потому, что если бы я даж е упомянул только Евгения Евтушенко и Василия Фе дорова, то все равно найдутся оппоненты, одни из которых будут опровергать одно имя, другие — другое. И тут возникает вопрос о масштабности самой критики. Мы ведем, я повторяю, наши дискуссии в основном на уровне, скажем так, средне- го слоя поэтов, самого многочисленного. Мы избегаем касаться бездарностей, кое- где сильно раздутых критикой, мы обходим и вершинные явления поэзии. О тех же Евтушенко и Федорове немало пишется статей, выхватывающих фрагменты их творчества, которые всегда спорны, ибо неполно отражают явление. Но почему о них нет полных монографий, которые не дискретно, не в отдельных застывших кадрах исследовали бы их творчество, а в истинно бурном, противоречивом, как с'ама жизнь, мощном потоке развития? Для крупного исследования творчества круп ного поэта нужны крупные критики. Над такой масштабностью нам тоже надо за думаться. Монографий не об ушедших классиках, а о ныне живущих самых крупных наших поэтах необходимы еше и потому, что они создадут тот практический, конкретный критерий масштабности, который тонет подчас в наших общих разглагольствова ниях. А тонет он потому, что просто-на просто не всегда приложим к поэтам средней руки. Великая советская поэзия как существо вала, так и существует, она явление все мирное. И каждый талантливый поэт должен крепко задуматься над тем, а что же он вносит в то, что является именно ВЕЛИКИМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2