Сибирские огни, 1984, № 3
увеличение масштаба поэта, которое потом у него же вызывает далеко не творческие муки: вот я какой славный, так почему же я не гремлю у всесоюзного читателя и по чему «Советский писатель» не торопится меня издавать? Не без усилий приподняв Н. Черкасова, Н. Кузин справедливо возражает, против того, что Р. Винонен с неменьшими уси лиями приподнимает дальневосточного поэ та А. Пчелкина: «...ведь характеристика, которую дает Р. Винонен стихам А. Пчел кина,— пишет Н. Кузин,— по сути также «нимбоотдача». Вот что пишет Р, Винонен об А. Пчелки- не: «А мироощущение поэта многомерно без подтекста и прочих «нюансов». Вот пример такого взаимопроникновения пла нов — земного и небесного: Бульдозер —тот же самолет. На землю глянешь из окошка — Она едва-едва плывет. И гул такой. Сильней немножко! ( « До р о г а с п р е д с е д а т е л е м » ) Простота речи у этого поэта обманчива, ибо за ней — реальная сложность жизни на земле». Чрезмерно возвеличивающими оценками обрамляет Р. Винонен эту строфу, в кото рой есть в лучшем случае свежее наблюде ние, небезынтересное сопоставление. Таких наблюдений, художественных подробностей у каждого поэта должны быть тысячи, иначе его стихи будут невидимками, чита тель останется слеп. А. Плитченко тоже возражает Р. Вино- иену насчет апологии А. Пчелкина и вы двигает другого дальневосточника — Г. Лысенко. «Неторопливо вслушайтесь в эти сти х и » ,- предлагает он. Было холодно, тихо и пусто. Город вмерз в безразличье стекла. На рассвете сработало чувство. Как подъемная сила крыла. Будто детром весенним подуло! Но, согбенный присутствием сна, Я лишь встал со скрипучего стула И сутуло застыл у окна. Показалось — На внутренних стеклах От дыханья в озябший кулак. Как в глазишах оленьих, намокло Несказанное слово никак. Почему-то припомнилась речка. Безымянно любимая мной. У которой не то что словечка. Даже буковки нет ни одной. Почему-то, но закономерно Встал над речкою лес молодой, А метель заметалась, как серна, Между лесом и темной водой. И сквозь это, белея домами, будто меченными на слом. Город спал, примороженный к раме. С просветлевшим наружным стеклом. Не будем сейчас говорить о творчестве Г. Лысенко, который, по мнению А. Плит ченко, остался неизвестным потому, что опять же виновата критика, вовремя не разглядевшая поэта. Будем снова гово рить только об образце, который предла гает нам автор критической статьи. Если Р. Винонен хвалит А. Пчелкина за умение найти художественную деталь, то А. Плит ченко, собственно, хвалит Г. Лысенко за способность уловить и тонко выразить душевный промельк, мгновение поэти ческого ощущения. Уловление тончайших, смутных порой движений души,— конечно, признак поэти ческого таланта, и все же лишь признак лишь, я бы сказал, нечто вроде первичной сигнальной системы, инстинкт, если угодно, свидетельствующий о возможностях поэта, а вовсе не о главном — ни о миропонима нии поэта, ни о масштабах его личности и его творчества. Пока это лишь обнаде живающая способность сказать внятно о невнятном состоянии души. Я солидаризуюсь с А. Плитченко, с его тоской по тонкописи, по «нюансам», отсут ствие которых у А. Пчелкина одобряет Р. Винонен. В обширном потоке стихов явления эти сейчас нечастые. И все же на основе только первичного слоя мастер ства и таланта нельзя поднимать поэта. Этого мало для того, чтобы его выбрал на род. Д аж е если его выберет А. Плитченко. Мы все знаем прекрасную строку Сергея Орлова: «Его зарыли в шар земной». Это действительный прорыв в самую высокую поэзию, и народ выбрал эту строку, вклю чил ее в свое видение мира. После безвре менной кончины с. Орлова критика стала много писать о нем. Это был честный и му жественный поэт, на его поэзии лежит отблеск его личного героизма в годы войны. Его обожженное в горящем танке лицо как бы само символизировало поэзию фрон товиков, опаленную войной. Но вспомним всю строфу С. Орлова: Его зарыли в шар земной. Л был он лишь солдат, он был всего солдат простой без званий н наград. Ведь последующие строки, особенно последняя, не расширяют, не укрепляют философско-поэтическую суть гигантского образа, а снижают, дробят его неуместны ми уточнениями. Ну, а если бы герой был со званием, скажем, старшины или лейте нанта, если бы он оказался не без наград, а успел бы получить медаль «За боевые заслуги»? Что, тогда он не был бы достоин быть зарытым в шар земной? Может быть, это лучшее стихотворение Сергея Орлова особенно ясно характери зует судьбу его творчества, в целом не по лучившего широкой популярности, несмот ря на немалое число положительных литера турно-критических отзывов. Воистину как солдат, собрав в напряженный комок все свои силы, он ринулся на прорыв, на амб разуру и бросил в народ могучий образ. А великая поэзия рождается там, где мощная концентрация мысли и чувства вспыхивает не единожды, а идет равномер но, гармонично, как излучение радиевого ядра, видимо не истощаясь, от строки к строке, от стихотворения к стихотворе нию, из года в год всю творческую жизнь. И если это не получается, то никакой ви ны ни у одного поэта здесь нет, это просто степень его возможностей, которые не перепрыгнешь. Много лет я твержу наизусть одно ран нее стихотворение Владимира Кострова: Скорость держит в тугом напряжении мысли, мускулы, корабли. Как бороться с земным притяжением — материнской любовью земли? Зная, что сыновьям несладко там. в космических черных ночах, мать-земля, словно мать-солдатка, повисает на наших плечах. Смотрим мы затуманенным взглядом Нам упорство брови свело. «Не держи, нас, мама, не надо, вам и так улетать тяжело».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2