Сибирские огни, 1984, № 3
а детей боярских, стрельцов и посад ских — 636, то в Белоозере значилось так: посадских — 775, попов, их детей и бра тии — 38, бедных, которые кормятся по миру,— 189, больше никого. Надеюсь, по нятно, что я не приписываю Викулову традиций патриаршей церкви или мировоз зрения кормящихся по миру. Но у поэтов вологодской «школы» есть особенная при вязанность к корням русской крестьянской нравственности, особо бережное отношение к колориту северного говора, сохранившего более, чем где-либо, древних речений. Мне неизвестно, есть ли исследования о воронежской , «школе», истоки которой идут от Алексея Кольцова и Ивана Ники тина, от подвижной, щедрой, черноземной земли. Как преломились эти корни в поэзии А. Жигулина, Е. Исаева, В. .Гордейчева? Ведь не приверженностью к «вечным» те мам и общим постулатам отличен, в конце концов, поэт от своих собратьев, а тем, что он взял от своей земли и привнес в об щее богатство. Александр Твардовский, Леонид Марты нов, Александр Яшин внесли в поэзию вы сокие образцы «региональных» особенно стей, и от этого вся русская поэзия не бедней стала, а богаче. И прежде всего местные критики, вопре ки обиде А. Кобенкова, с наибольшим знанием дела могут и должны выявить эти особенности. Утверждение, что нет никакой особой «сибирской» поэзии, кое- кого из поэтов может даже обрадовать: вот, дескать, мы не провинциалы, мы как все! Но как раз радости для поэтов тут мало. Московский критик Н. Бейлина («Год активного солнца, или Моментальная фотография четырнадцати сибирских поэ тов», № 3, 1,983) ищет нечто общее у всех четырнадцати — и это ей удается! Связь темы детства с темой войны... «Истоки, корни, традиции... Естественно, тему исто ков не обошел ни один поэт». «Все возра стающее обилие подробностей в стихах о природе. Именно перед лицом апокалип сиса подробности жизни бесценны». Эту последнюю черточку особенно одобряет Н. Бейлина как всеобщее новаторство, что ли. Ей нравится даже банальность: ' «Шептало дерево, что люди не одиноки на земле», даже то, что поэты «обязатель но замечают и городскую, пробившуюся сквозь асфальт траву», почему-то позабыв, что эта упрямая трава уже век лезет в поэзию из толстовского «Воскресенья». , Несмотря на субъективный замысел кри тика показать общую приверженность поэтов к самым важным темам современ ности, статья объективно дала картину какого-то нивелированного потока все общих мыслей и чувств. И эта объективно сложившаяся картина, прямо скажем, имеет основание, потому что ни- один из названных в статье-сборников не стал со бытием в поэзии, не прибавил популяр ности их авторам. Хотя — пожалуйста! — определенную рекламу в статье Н. Бейли ной они получили. Литературная критика, занимающаяся' поэзией, имеет особые сложности по срав нению с критикой, исследующей прозу. Один роман — это уже целая авторская концепция, философская система, здесь широко отражены и художественные осо- хд СиОарскне дгни № 3 . бенности писателя, и его нравственные по зиции, и даже личные черты его характера; в романе с достаточной полнотой отраж а ется личность писателя, ее масштаб; к то му же критик соотносит данный роман с предыдущими произведениями автора. Не только про отдельное стихотворение, но и про цикл стихов, даже про очередной поэтический сборник этого сказать нельзя. Поэт чаще всего предстает перед нами дробно, фрагментарно, а поэтому более текуче, неуловимо, чем романист. И тре буются дополнительные усилия от критика, чтобы осмыслить и ухватить его цельное лицо, определить своеобразие и масштаб ность его личности. Я, например, предпочи таю в критике литературные портреты поэтов, монографии, а не статьи и рецен зии на отдельные сборники. Пускай даже будет обидно поэту, что он не получил отклика на очередную книжку, но для объективной картины будет полезней, если критика скажет о нем тогда, когда сложит ся, прояснится его настоящая мера. В ином случае получаются вещи вредные, когда путаются, размываются высокие кри терии, когда разгуливается по критическим страницам вкусовщина. Показателен анализ Н. Кузиным стихо творений алтайского поэта Н. Черкасова. Н. Кузин — критик серьезный, аналитич- ный, тем любопытней проследить, как он, обуреваемый априорной симпатией к поэ ту. борется с собственной объективностью: «Предвижу замечание, что процитирован ные строфы являют самые что ни на есть риторические заклинания, поэтические достоинства которых весьма скромны. И с этим, наверное, можно было бы согла ситься, однако...» «По душе мне пришлись и некоторые публицистические стихи Нико лая Черкассяа, несмотря на их определен ную риторичность». Из этой личной симпа тии прямо уже выводится, что пейзажные стихи Н. Черкасова продолжают традиции «русской пейзажной лирической поэзии в ее фетовско-майковском ответвлении, но с истоком — в пушкинском «Октябрь уж наступил...» Ничего себе, а? Критик приводит образец черкасовской лирики; Грибные дожди отшумели. Брусника осыпалась в мох. В излуке означились мели. Бессмертник печальный посох. Зима еще где-то блукает, а осень уже не у дей. Окрест тишина, и такая, что к аж ется , лес онем ел. Молчит, притаился по-лисьи, свершая извечный обряд, н только опавшие листья летят, и летят, и летят. Д а ведь этот образец целиком, поверх макушки, перекрывается единственной бу нинской строфой; Не видно птиц. Покорно чахнет Лее. опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах, сыростью грибной. Разбавление многословием того, что кратко сказано классикой, вредно назы вать и «ответвлениями», и следованием традиции. И вредно это не дли читателя. Ну что ему пассажи критика, если он сам взял книгу поэта и либо увлекся ею, либо равнодушно перелистал! (Эни вредны для поэта прежде всего. Так вырастает пре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2