Сибирские огни, 1984, № 3
ственно, основа недовольства А. Кобенкова. Но это уже несколько другая проблема, не имеющая прямого отношения к высоким критериям истинной поэзии. Это ближе к той дилемме, .которую обозначил Пушкин: «Не продается вдохновенье, но можно ру копись продать». Положительный отзыв в «.Литературной газете», «Литературном обозрении» «Литературной России» и т. п. действителыьо важен для поэта, чтобы его заметили центральные издательства. Но для популярности у читателей это совсем не главное. В. Куфбатов в статье «Сообща» (№ 1 1983) замечает: «Поэтов открывает сам чи татель, народ, 3 хороший критик тадько подтверждает правоту выбора и мотивирует ее...» А. Плитченко («В контексте Сибири». № 4, 1983) справедливо говорит о том, что всенародная популярность Р. Гамзатова и Э. Межелайтиса создана вовсе не критикой. С ним солидарен Н. Кузин («Между Сцил- лрй и Харибдой» № 1. 1983): «История ли тературы знает немало примеров, когда крупные художники вполне «мирились» с невниманием ьфитики (скажем. Тютчев, За болоцкий...). К этим именам можно доба вить известнейшее имя Леонида Мартыно ва. Вот уж кого замалчивала критика на протяжении по крайней мере полутора де сятилетий, когда он как раз и складывался как крупный поэт, и прорвался он к чита телю сам. вопреки молчанию». Эфемерна надежда поэта на то. что если о нем пошире заговорит критика, то он ста нет популярным. Ничто не спасет его от «нелюбопытства общественного мнения», по ка он сам не заговорит в полный голос так, как интересно народу. Все участники дискуссии касались про блемы «провинции», и общий вывод, вероят но, можно сформулировать так: провин ция — это не место жительства, а образ мышления. В самом деле, где сейчас в РСФСР можно найти глушь, оторванную от больших дел. слабо информированную, жи вущую оасплывчатыми слухами, замкнутую лишь на местных интересах? Вспоминается стихотворение В. Марфина «Провинциалы», опубликованное в «Сибирских огнях» десять лет назад: Сильна провинцией Расея, Горда великими детьми, Кольцов, Некрасов и Есенин — Провинциалы, черт возьми! И к дальним звездам, друг за другом. Летят — лишь свист стоит в ушах! — Провинциальная Калуга, Провинциальный город Гжатск. И мы, упрямые натуры. Уходим, веруя а прогресс, К провинциальным БА1ЛКОНУРАМ, К провинциальным БРАТСКИМ ГЭС. Нет, я вовсе не выделяю это стихотворе ние— как эталон для мерки в нашей дис- .куссии, я только поддерживаю в нем пуб лицистическую точность определения сегод няшнего существа «провинции». Недаром это вековое слово теперь прочно заменилось в нашем языке более престижным поняти ем «регион*. Не благодаря чьей-то вежли вости и тактичности стало употребляться оно, а ПОТОМУ что объективно измениЛась сама. суть. Известные поэты живут в Москве, Ленин граде, Воронеже, Новосибирске, Краснояр- 144 ске. И неизвестные поэты равно живут в .Москве, Ленинграде, Воронеже, Новосибир ске, Красноярске. В Союзе писателей РСФСР числится примерно около полутора тысяч поэтов, большинство из них живет в Мос кве, Но знает ли широкий читатель,— да что там широкий!— знарт ли даж е «узкий» читатель-профессионал, вроде меня, хотя бы 200 московских поэтов? Я, например, двухсот поэтов-москвичей не знаю. А. Ж и гулин (Воронеж), О. Фокина (Вологда), Л. Решетников (Новосибирск), Р. Солнцев (Красноярск) гораздо более известны ши рокому читателю всей России, чем несколь ко сот московских поэтов. Больше того, именно провинциальные,— то бишь региональные, истоки всегда обо гащали и обогащают поэзию. Р. Винонен пишет: , «...убеждаешься, что .нет такой особой «сибирской» поэзии». Если бы Р. Винонен заглянул в недавно вышедший двухтомник «Очерки русской литературы Сибири», он точнее употреблял бы термин «сибирская поэзия». В этом капитальном научном труде, рожденном в Сибирском отделении АН СССР, при участии более тридцати литературоведов и критиков из Новосибирска, Иркутска, 'Гсшска, Улан- Удэ, Барнаула. Омска, подведены итоги многолетних споров, научно выверена тер минология, определены черты своеобразия русской литературы Сибири, в том числе и поэзии. Вот хотя бы одна из таких черт, отмеченная А. Плитченко в полемике с Р. Виноненом; «Постоянное взаимодейст вие с мощными многовековыми пластами культур коренных народов Сибири, усвое ние их этики и эстетики, естественных для этой земли и условий жизни на ней... Это взаимопроникновение, взаимообогаще- ние, известная трансформация русской культуры в Сибири, в среде коренных на родов, выделяет сибирскую поэзию, при дает представителям ее черты своеобра зия». Пример старых поэтов-сибиряков Павла Васильева, Ивана Ерошина, Ильи Мухачева, Леонида Мартынова подтверж дает это неопровержимо. Это исследовано и доказано. У нынешних поэтов такие свя зи можно проследить у того же А. Плит- ченко, хотя до этого поколения поэтов ььока еще не добрались основательные исследователи. И это касается не только Сибири. Гово рит же литературоведение о смоленской школе, имея в виду А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Рыленкова. Весьма четко выражено своеобразие мировосприя тия у вологодских поэтов А, Яшина, С. Ви кулова, О. Фокиной, если даже они, как скажем С. Викулов, давно стали москви чами по прописке. И это их нынешнее своеобразие идет от глубинных, историче ских корней данного «региона». Как изве стно, земля Вологодская укреплялась не буйными - ватагами вольного войска, как Донские земли, не царскими пушками и пищалями, как Волжское понизовье, а тяжкой, нешумной поступью патриаршей церкви, сюда не докатывались никогда монголо-татарские орды, здесь не смешива- 4 лись ^народы. Когда при царе Алексее Михайловиче впервые была составлена роспись населения России, оказалось, что если, к примеру, в Воронеже числилось черкас 178, казаков 681, не считая татар,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2