Сибирские огни, 1984, № 3
КРИТИКА ли тер А тн ровед ени б А. Никульков ПОЭТОВ ВЫБИРАЕТ НАРОД Почти одновременно прошло три дискус сии о поэзии — в «Литературной газете», «Литературной России» и в «Сибирских ог нях». Шли они параллельно, по законам ев клидовой геометрии, не пересекаясь. Один единственный автор — В. Курбатов участво вал в двух дискуссиях: в «Литературншч России» и в «Сибирских огнях», но и он никак не связал их, ограничиваясь каждый раз кругом оппонентов из данного печатно го органа. , О чем это говорит? Вероятно, о том, что в дискуссиях не прозвучали какие-либо но вые, принципиально важные идеи, которые захватили бы всех. Все вращалось вокруг положений известных, бесспорных, которые варьировались лишь в конкретном приложе нии их к тем или иным явлениям поэзии. Это говорит также о том, что конкретный разговор шел на среднем срезе текущей поэзии. Не опровергались бездарности, по лучившие кое-какое имя благодаря дру жественной критике; почти не задевались вершинные явления современной поэзии. А поскольку поэтов именно средней руки у нас великое множество, то на каждую дис куссию хватило с избытком «своих» имен. Если бы конкретный анализ равнялся на главнейшие критерии и высочайшие мерки, то сразу бы, как на третьем туре экзаменов в театральных училищах, резко сократилось бы число претендентов, выдерживающих такой анализ. С другой стороны, обилие поэтических имен, названных в трех дискуссиях, вероят но, оправдано. Нельзя все же сбрасывать 00 счетов потребности самих поэтов во вни мании к ним. А. Кобенков, иркутский поэт, пишет, выступая в «сибогневской» дискус сии: «...я болезненно реагирую на нелюбо пытство общественного мнения по отноше нию к творчеству того или иного поэта, жи вущего в Иркутске, Хабаровске, Кемерове, Новосибирске». Для самокритично настроенного поэта дискуссии полезны уже тем, что на пере крестке мнений он имеет возможность точ нее определить свое истинное место в сов ременной поэзии, свой маштаб, освободить ся, пусть и с огорчением, от само обольщения. А для широкого читателя, для любителей поэзии, дискуссии интересны тем, что дают гораздо более подвижную, противоречивую, пеструю, а значит — более истинную карти ну текущей поэзии, чем одна, самая квали фицированная статья, неминуемо ограни ченная в той или иной мере суб-ьективными пристрастиями автора. Я ни в малейшей степени не осмеливаюсь связать все три дискуссии, тем более, что добрая треть поэтов, упомянутых в них, мне просто-напросто неизвестна, хотя я прилежный читатель стихов. Буду говорить лишь о своей «родной» дискуссии, которая началась в «Сибирских огнях» статьей московского поэта и критика Р. Винонена «Трое в нимбах — герой, поэт, критик» (№ 9, 1982). В нашей дискуссии очень остро прозвуча ла тема, не задетая ни в «Литературной га зете», ни в «Литературной России», четко выраженная в заголовке статьи А. Кобенко- ва: «Провинциальные поэты и поэты, ж иву щие в провинции» (№ 11, 1982). Он пра вильно, хотя и не ново утверждает: «Одна ко не все, что создается в провинции, непре менно провинциально»,— и приводит слова В. Астафьева: «В Москве не меньше провин циальных писателей, чем в провинции». А. Кобенков делает вывод, что стихи вто ричные, неоригинальные, равнодушные (то есть, короче говоря, неталантливые) — это и есть провинциализм. Вряд ли этот термин можно принять на вооружение критики. Ну, ладно, он прием лем, если иркутянин так оценит стихи како го-либо незадачливого москвича. Но если, не дай бог, московский критик употребит этот термин в оценке иркутского или там бовских) поэта. То сам же А. Кобенков пер вый обидится на такое обобщение. Невнимание столичной критики к поэтам, живущим в краях и областях,— вот. соб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2