Сибирские огни, 1984, № 3
в приложении к нему — это космос азийской культуры, культуры великой, которая, оживая в его творческой- памяти, обогащаясь силой его личности, прорастает в наши дни и живет в них, осеняя нас богатством величественных сказаний алтайского герои ческого эпоса... Он — воплощенный голос вечности. Алтайская вечность говорит, поет его устами, втекает в наши дни по руслу его судьбы. Богатыри и герои выходят из неведомых времен через широкие двери, раскры тые им в сознании Алексея Григорьевича Калкина. Кайчи — собеседник вечности. Кайчи— творец эпических сказаний. Кайчи — сам один из героев богатырских песен. Мифологическое, народное сознание, вылепившее личность и сложившее судьбу сказителя, сказывается теперь в каждом его поступке и помысле, выражается в худо жественных образах его речи и песен. Но все эти песни, все эти грандиозные, подобные тучам, клубящимся над Ал таем сказания— есть не что иное, как отлитый в звучащем слове образ мыслей Кал кина, отражение непостижимых глубин его человеческой души. Сказания, записанные от А. Г. Калкина, легли в основу одиннадцатитомного издания «Алтай Баатырлар» (Алтайские богатыри), предпринятого автономным отде лением Алтайского краевого издательства. Но менее всего хотелось бы сравнивать Калкина — человека богатейшей творческой памяти н народной культуры — с библио текой. Его знание незастывшее, живое, ничем не ограниченное, точно жизнь природы. Его знание неотъемлемо от мыслей, чувств, души самого сказителя, от течения собы тий его повседневной жизни, глубоко личностно. Поэтому сказания, записанные, изданные — звук, отлитый в металле строк,— это только след красоты и мудрости. Это уже не сам звук, а его описание. Если живое^ исполнение эпоса можно сравнить с путешествием, то чтение сказа н и я— это в большей степени только отчет о путешествии. Интересный, полный впе чатлений и сведений, но отчет. Согласитесь — одно дело летать, выбирая дорогу меж звезд, а совсем другое — читать об этом в книжке... Звездное небо и карта зведного неба — разные вещи... Живет сказитель на окраине села Ябаган в рубленом пятистеннике с высоким крыльцом, длинными сенями, переходящими в чулан. Скромная сибирская изба. При ней небольшой участок, засаженный картошкой, сарайки, где дышит корова и откуда выскакивают и тычутся в колени гостям чистенькие козлята. Огромный и удивительно умный, воспитанный пес поглядывает за порядком во дворе и на его границах. Теле га, сани, другой деревенский инвентарь говорит о включенности кайчи в крестьянские заботы, необходимые и обычные для каждого сельского жителя. 6 конце улицы, на которой живет Калкин, уже за деревней в долине, раскину лась большая свалка разбитых сельхозмашин — сеялки, комбайны, подборщики ка- кце-то неопознанные механизмы, их тут десятки — поломанных, перекореженных рж а веющих, прорастающих бурьяном... Дожидаются ли они тут сдачи на переплавку или являются резервным складом запасных частей — неизвестно, но от приезда к приезду я вижу, что это кладбище техники вырастает... Дом кайчи глядит окнами через огород на речку, на лесистые холмы, на близ кое к земле светлое высокогорное летящее небо. В доме светло и скромно, он уставлен старой и простой деревенской мебелью украшен недорогими ковриками, фотографиями родни, как и все другие избы села’ Разве что портрет хозяина, кисти Игната Ортонулова, да книги, привезенные младшими товарищами кайчи, придают обстановке некую особенность. ■Во дворе, обочь пятистенника, стрит традиционный аил - шестигранная юрта сложенная из тонких бревнышек, щели между которыми забиты глиной и на,возом’ а крыша сложена из широких пластов лиственничной коры. Аил увешан и уставлен на правой от входа, «женской половине» всяческими хозяйственными емкостями — метач- лическйми, берестяными, деревянными и кожаными, посудой и прочей кухонной ут варью. На левой п о л о в и н е-у к ры тая бараньим тулупом лежанка хозяина. А посте- дине таган, очаг, огонь, дымок, утекающий вверх через дымник в конусообразной 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2