Сибирские огни, 1984, № 3
Эти п у ти— ДОГОВОРА с природой и ВЛАСТИ над природой — спгрва были тесно переплетены, взаимосвязаны, соседствовали, но затем, с начальным уже совер шенствованием каждого из них, начали расслаиваться, расходиться, отдаляться один от другого. Сперва внутри племени, рода, поселения — произошла первая «специализа ция», первое «разделение труда», а следовательно, и взглядов на мир. Одни люди внутри рода брали молоко у коровы, а другие плавили металл. Затем один род по преимушеству жил договоренностями с природой, а другой далее уходил по пути борьбы с природой и покорения ее силой... Конспективность изложения гипотезы здесь позволяет пропускать целые периоды и не вдаваться в тонкости процесса расслоения единого человечества на два отдаляю- шихся друг от друга рукава. Потому перейдем сразу к тому моменту, когда исходно единое человечество окончательно разделилось. Исследуя рудименты исходного единства человечества, а также свидетельства и следы всех последующих этапов его постепенного разделения, Олег в своем творчест ве отчаянно ныряет то в глубины Индии с ее священной коровой, то блуждает по древнему Египту, то углубляется в «ьНахабхарату», ищет Шамбалу и заочно беседует с Белыми Отцами Тибета... Повесть его, однако, фиксирует только одну точку в современном сосуществова- ияи двух цивилизаций. Когда «технологическая» пришла к замене живых органов че ловеческого тела, способностей, присущих живому человеку, на технические приспо собления, протезы, невероятно усиливающие зрение, слух, способности к перемещению в пространстве. Когда и самая способность считать, выдаваемая в «технологической» цивилизации за способность мыслить,— и 'она не только невероятно усилена электрон ными машинами, но и при помощи этих машин отчуждена от обыденногб человека. Но, вполне резонно предполагает Олег, и другая ветвь человечества, так сказать «биологическая» цивилизация, не стояла на месте, не остановилась, договорившись только с коровой и волком, козой и ламой, верблюдом и слоном. Она пошла по пути развития возможностей не СЧИТАТЬ все, что есть в мире, а ЧУВСТВОВ.АТЬ. Начала и продолжала развивать те эмоциональные и другие свойства человека, о которых за давностью лет мы уже не имеем ясного понятия. И представители ветви «биологической» пришли к тому, что обрели возможность заменять сперва части своего тела, а потом и всё его живыми природны.ми объектами, то есть превращаться в дерево, птицу, цветущий луг и т. д. Ибо, если одна ветвь видит свою цель в изготовлении идеальной машины, кото рая бы полностью высвободила человека от какого-либо труда, физических, интеллек туальных, чувственных усилий,— то другая ветвь, полагает наша поэтическая гипотеза, увидела свой идеал в слиянии с природой, в возможности существования в ней в виде потока произвольных преображений в новых и новых природных объектах. ' Два пути к преодолению смерти. Два пути, приводящие к безличностному бытию. Упрощенно, схематически оба пути можно описать так: а) замена смертного человеческого на вечное техническое; б) замена смертного человеческого на вечное природное... В повести Олега интересует собственно только момент искаженного знания на шей «технической» цивилизации о сосуществующей с ней цивилизации «биологической». Гипотеза расшифровывает языческих божков, духов, властителей, хозяев, леших, берегинь, домовых и пр., и пр.,— как представителей второго крыла раздвоившегося человечества. Герой повести попадает в таежный пожар, теряется, но его, находящегося на краю гибели, спасают «биологические» люди — он их воспринимает, конечно, как язы ческие божества сибирских аборигенов, такова инерция восприятия. Эти люди выха живают собрата, они даже щедро наделяют его некоторыми, с нашей точки зрения, волшебными свойствами. Он получает возможность преображаться. И, когда после всего пережитого он, естественно, попадает в палату душевнобольных, то, соскучив шись там, свободно вылетает в форточку стаей легкокрыльЬх бабочек... Поэтические гипотезы притягательны. Они открывают призрачную возможность описать сразу все. Все выстроить в единую систему. Почувствовать, что необходимость спасения природы — это необходи мость воссоединения человечества. Поскольку от этого воссоединения зависит будущее Всего Живого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2