Сибирские огни, 1984, № 3
Хозяйственной ли необходимостью он руководствовался, сохраняя охотничьи угодья? А может быть, у него недоставало «цивилизованности»? А может... А может быть, стонет алтайская трава «тында» не пото.му, что она КАК живая, а потому, что она ЖИВАЯ, потому, что «всё — люди», как говорил Дерсу Узала? Стонет трава — ей больно, точно человеку. Теперь, из пределов Алтая, обратимся в земли северной части Приуралья, опустимся вниз по Оби, замкнем пространство Сибирского Лукоморья, глянем в незамутненное, неорнаментированное ЗНАНИЕ человека. То самое знание, к которому мы вынуждены теперь прийти не чувством уже и не верой, а разумом, назвав это знание ЭКОЛОГИЕЙ, а до того изгоняли его, боролись с ним, заменяя здоровые еще части человеческого тела и духа уродливыми механическими протезами. Мы у ханты. Ханты рассказывают: «У человека есть ильс (душа.— А. П.). Человек живой. У березы тоже есть ильс. Один человек жил. Все рубят деревья, он не рубит, у него спрашивают: — Почему не рубишь? Он говорит: — Не могу. Где-нибудь начнут ночевать, о« сидит спокойно. — Почему не рубишь? — Не надо. Остался как-то один. К этому дереву подойдет — кровь идет. К другому — кровь идет. Чай никак не сваришь. У деревьев есть волокна. Их перерубишь—дерево умрет. Когда рубишь в о л о к н о - дерево орет. Мы не слышим, а он слышит. Он подойдет к одному, другому дереву, постучит, одно срубит. 'Видимо, это дерево умерло, молчит...» СТАРЫЙ КАМ ...я пришел, очистившись богородской травою! я напитался травою, собранною с ше сти холмов! О, богатая береза с золотыми листьями! о, тенистая, восьмиветвистая! корень твой разделен на девять корней! ствол твой разветвлен на девять ветвей! О, богатая береза с серебряными листьями! предназначенный тебе трехлетний баран на правое колено припал! жертвуемый тебе холощенный баран правую ногу согнул! Белого барана с черными щеками приносим тебе! Чистый дым белее тумана возносим к синему небу в день полнолуния! Войлок, под- стеленный мною, толще коня! шаг мой тише тайного помысла! Я пришел, считая суставы пяти пальцев своей правой руки! Слушайте, имеющие чистые листья! Внимайте, проросшие белыми листьями! Конец месяца перевернулся! конец года повернулся! наступило время, чтобы заколыха лась трава, способная колыхаться на закате! Листья крепкого дерева встали собольими ушами! имеющий крылья вернулся, укрепив крылья! свежий лед растаял! Золотой мост проточной извилистой воды перервался! Золотая кукушка с конскую голову кукует на белой горе! Шестьдесят пуговиц властелина белой горы расстегнулись! семьдесят, голубых войло ков широко распахнулись! Со мною— деды мои! Я пришел! Сопутствуй мне, богатая береза с живыми листьями!., Он пас отцовский скот. Внезапно с выгоревшего неба «а длинную степь посыпался дождик. Легкий, про зрачный, ласковый, он проскользил быстрой тенью, по южным склонам холмов... «Так.вот какая она — поступь Орана Ээзй!» ' ' О р а н Э э з и —Хозяин Трех Миров, властелин вселенной. 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2