Сибирские огни, 1984, № 3

Хозяйственной ли необходимостью он руководствовался, сохраняя охотничьи угодья? А может быть, у него недоставало «цивилизованности»? А может... А может быть, стонет алтайская трава «тында» не пото.му, что она КАК живая, а потому, что она ЖИВАЯ, потому, что «всё — люди», как говорил Дерсу Узала? Стонет трава — ей больно, точно человеку. Теперь, из пределов Алтая, обратимся в земли северной части Приуралья, опустимся вниз по Оби, замкнем пространство Сибирского Лукоморья, глянем в незамутненное, неорнаментированное ЗНАНИЕ человека. То самое знание, к которому мы вынуждены теперь прийти не чувством уже и не верой, а разумом, назвав это знание ЭКОЛОГИЕЙ, а до того изгоняли его, боролись с ним, заменяя здоровые еще части человеческого тела и духа уродливыми механическими протезами. Мы у ханты. Ханты рассказывают: «У человека есть ильс (душа.— А. П.). Человек живой. У березы тоже есть ильс. Один человек жил. Все рубят деревья, он не рубит, у него спрашивают: — Почему не рубишь? Он говорит: — Не могу. Где-нибудь начнут ночевать, о« сидит спокойно. — Почему не рубишь? — Не надо. Остался как-то один. К этому дереву подойдет — кровь идет. К другому — кровь идет. Чай никак не сваришь. У деревьев есть волокна. Их перерубишь—дерево умрет. Когда рубишь в о л о к н о - дерево орет. Мы не слышим, а он слышит. Он подойдет к одному, другому дереву, постучит, одно срубит. 'Видимо, это дерево умерло, молчит...» СТАРЫЙ КАМ ...я пришел, очистившись богородской травою! я напитался травою, собранною с ше­ сти холмов! О, богатая береза с золотыми листьями! о, тенистая, восьмиветвистая! корень твой разделен на девять корней! ствол твой разветвлен на девять ветвей! О, богатая береза с серебряными листьями! предназначенный тебе трехлетний баран на правое колено припал! жертвуемый тебе холощенный баран правую ногу согнул! Белого барана с черными щеками приносим тебе! Чистый дым белее тумана возносим к синему небу в день полнолуния! Войлок, под- стеленный мною, толще коня! шаг мой тише тайного помысла! Я пришел, считая суставы пяти пальцев своей правой руки! Слушайте, имеющие чистые листья! Внимайте, проросшие белыми листьями! Конец месяца перевернулся! конец года повернулся! наступило время, чтобы заколыха­ лась трава, способная колыхаться на закате! Листья крепкого дерева встали собольими ушами! имеющий крылья вернулся, укрепив крылья! свежий лед растаял! Золотой мост проточной извилистой воды перервался! Золотая кукушка с конскую голову кукует на белой горе! Шестьдесят пуговиц властелина белой горы расстегнулись! семьдесят, голубых войло­ ков широко распахнулись! Со мною— деды мои! Я пришел! Сопутствуй мне, богатая береза с живыми листьями!., Он пас отцовский скот. Внезапно с выгоревшего неба «а длинную степь посыпался дождик. Легкий, про­ зрачный, ласковый, он проскользил быстрой тенью, по южным склонам холмов... «Так.вот какая она — поступь Орана Ээзй!» ' ' О р а н Э э з и —Хозяин Трех Миров, властелин вселенной. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2