Сибирские огни, 1984, № 3
■ Фольклорное Л уком орье— шире. Оно включает в себя и самый крайний Север и Западную Сибирь с ее охотниками на мамонта, и юг Сибири — златокаменный Алтай, и соседствующие с ним области, и Восточную Сибирь, и якутскую землю... ■ С нее и начнем. Здесь очень хорошо, вследствие отдаленности от цивилизованно го Запада, сохранился классический Лукоморскнй Д уб — алта салаалаах аал-дууп мае — шестиразвилистое дерево. Шестиразвнлистое аал-дуб дерево величавое на семикрайней, семиобводной матери-родине вселенной (Сибаир ийэ дойдубуттан) мощно, пышно разрастаясь, гордо растет-стоит; если смотреть на него, (то) с северной стороны покрыто корой из литого серебра, со стороны восточной — корой листового серебра, со стороны юга — золоченой корой затянуто оно, с запада — шлифованного золота корой обложено плотно...' Так неторопливо, величественно повествуется о якутском Дубе Лукоморья, б «прелестных собою певчих птичках-клестах», о других обитателях, между которыми «установилась веселая-беззаботная, дружная-вольная жизнь» на ветвях Дуба, струя щихся молочными ручьями, увлажненных жирною благодатью. Но это-то и не дает покоя безобразному змею, копающемуся в корнях Дуба. Все содержание жизни этого змея — одно желание: сожрать обитателей вечного Древа, Змей заливается слезами ядовитыми, гнусно злословит, проклиная Дуб, птиц и их могучего защитника горбоносого орла Хотой-тойона, который клекочет, ...бросая голосом мощным клич боевой от могучей землИ'Матери до девятого яруса небесного, достигая высоты лазурной, сотрясая недра земли и покрышку небесную...® Такие Дубы пршзрастают на эпической почве якутского олонхо — грандиозных героических сказаний. Единицей измерения их якуты считают ночь, говоря: «Олонхо на две ночи, олонхо на три ночи». Обычно начинали петь вечером после ужина и исполнение про должалось восемь-десять часов. Непрерывно-плавным, быстрым речитативом звучал голос олонхосута, напоминаю- ший стремительно-светлый бег весеннего ручья, дробно-звонко перекатывающего камушки. Начальные созвучия строк становились движущейся глубиною ручья речи, естест венно высвеченной богатейшей звукописью, звуковой соотнесенностью строк, строф, периодов. Олонхо неразъемно, как ручей или дерево. Речитатив, не сопровождаемый музыкой, перемежался характерным своеобраз нейшим пением, представляющим образы-характеры героев — то светло-солнечным я .здоровым, вдохновенно-возвышенным, когда речь шла о героях-защитниках и родной земле, то злобно-разлагаюшимся, болезненно-разнузданным, издевательски-безобраз- ным, когда устами сказителя пели порождения преисподней. Пение олонхосутов я бы назвал нечеловеческим. Герой превращается в птицу, в коня — и тут же песнь пронизывается даж е и не звукоподражанием, а самими голосами коня и птиц; поется о великом Д у б е— и встает его голос, оживают все персонажи, жители земли эпоса — и вяский звучит по-своему. Пение всей природы. Всех живых существ. Сверхчеловеческое пение! Неоглядный мир якутского эпоса открыт русскому читателю не в полной мере, но те два окна, которые прорубили в стене неведения поэты Владимир Державин (П. Ойунский. Нюргун Боотур стремительный) и Александр Романов (К. Урастыров. Могучий Дьагарыма), дают нам возможность судить о великих богатствах якутской народной литературы, сожалеть о том, что долгое время мы были лишены этого мощ- Перевод филодогячвшшЯ ' Перевод ф«лолвгич«ааЛ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2