Сибирские огни, 1984, № 2

отмечено общей для коллектива стангтни ления (гипотонии). Точно так же среди них на л понижению артериального даг- среди них не было и случаев гипертоничесьсих реак­ ции на магнйтньье бури, которые отмечались у некоторых из нетренирующихс" ' Известно, у о малая физическая активность является одним из факторов разви- сердечно-сосудистых заболеваний. Положи- ьельные результаты проведенного в экстремально жестких экологических условиях испытания, этой методики тренировки, по-видимому, позволят в ' недалеком будущем рекомендовать ее не только для более широкого применения на антарктических стан­ циях, но и предложить комплекс изометрических упражнений с дыхательной гимна­ стикой для внедрения в практику профилактических мероприятий как для здоровых, так и для больных лиц во вновь осваиваемых, труднодоступных, климатически суро­ вых районах Сибири и Крайнего Севера. Сегодня ни в кружке английского языка, ни в секции каратэ занятий нет. Все — в кают-компании. Каждый день здесь показывается кинофильм. На станции его вы­ бирает дежурный по камбузу, причем делает он это, руководствуясь исключительно собственным вкусом. Иногда может несколько раз подряд выбирать один и тот же понравившийся ему фильм. Народ, конечно, негодует, но терпеливо смотрит. Фильмо­ тека на станции огромная. Кроме советских фильмов и киножурналов выпусков раз­ ных лет, иачяная с 1957 года, есть и фильмы, подаренные американцами. Так что различных погонь, автомобильных гонок, убийств, а также пикантных сцен с участием ведущих американских киноактрис Ким Новак, Кэрол Линлей, Клаудии Дженнингс, Джейн Фонды, Фарры Фаусетт, Рэкел Уэлч мы насмотрелись предостаточно! Есть и фильмы с участием Катрин Денев, Брижит Бардо, Лауры Антонелли, Жаклин Бис­ се. По общему мнению, самый «страшный» из иностранных фильмов — чет'ырехсерий- ный «Ад в поднебесье», а самый «пикантный»—«Губная помада». Хочется сказать несколько слов о напрашивающемся сравнении советских и аме­ риканских фильмов с точки зрения рядового зрителя. Как это ни странно, но сравнение это не всегда в нашу пользу. Всякая идеология должна быть наступательной, а ки­ нофильмы одна из самых ярких и впечатляющих форм ее доведения до конкретной личности. Что же мы наблюдали в кинозале Востока? Возьмем вначале американские фильмы. При всей своей незамысловатости, иногда просто примитивности сюжета, они и без знания языка понятны каждому из сидящих в зале. Понятны не только по развитию сюжета, но а по центральной идее. Как правило, это воспевание культа жестокой, сильной личности — одиночки, пресло­ вутого супермена, б ряде фильмов супермен, не довольствуясь избиением своих со­ отечественников и обольщением голливудских кинодив, выступает в роли активного защитника западной цивилизации, по ходу действия стреляя направо и налево в бес­ помощных «красных» агентов. Идея понятна? Да. Снято убедительно? Тоже да. Зре­ лищно красиво и захватывающе? Конечно. В общем, есть все для активной пропа­ ганды идей индивидуализма, преимущества образа жизни западного мира, всего того, что нужно буржуазной идеологии. Теперь обратимся к нашим фильмам. Понятно, что на станции' не может быть всего многообразия выпущенных нашими киностудиями фильмов, но выбор, тем не менее, достаточный. Очень обидно, но американские коллеги искренне зевали при просмотре большинства из них. Может быть, сказывалось незнание языка? Нет, не­ сколько фильмов, сложных и по сюжету, и по идеям, они прекрасно восприняли и так. Если говорить конкретно, с большим интересом был принят фильм С. Бондарчука «Война и мир». Правда, в значительной степени сказалось, видимо, желание посмот­ реть советскую кнноверсию гениального произведения Л. Н. Толстого (а.мериканская экранизация пользовалась в США большим успехом). Иностранцы единодушно отме­ тили превосходную режиссуру и великолепную игру наших актеров. Однако настоящим откровением для них стала киноэпопея «Освобождение» с Н. Олялиным, Л. Голуб­ киной, М. Ульяновым, Б. Закариадзе в главных ролях. Американский зритель во мно­ гом отличается от нашего: он воспринимает происходящее на экране с большей, почти детской, непосредственностью, бурно переживает и радуется, но привык видеть по­ стоянно развивающийся острый и динамичный сюжет, в котором длинным монологам или диалогам просто нет места. Уже говорилось также, что у большинства американ­ цев, с кем нам доводилось встречаться, существует предвзятое мнение о Советском Союзе, это касается и событий на европейском театре второй мировой войны. Кино­ эпопея «Освобождение», где ярко я убедительно показаны героические страницы из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2