Сибирские огни, 1984, № 2

рой смены. Для нас же это еще было слишком тяжело. Самолет пробыл минут сорок. Струин познакомил меня с новозеландским биологом, и мы минут пять разговаривали. Биолог прибыл со станция Кейп Берд — в ста километрах к северу от основной новозеландской станции Скотт Бейз на острове Росса. На Кейп Берд сейчас проводит­ ся перепись колоний пингвинов Адели. В этом сезоне в Антарктической научной программе Новой Зеландии работает 166 человек, включая участников университетских экспедиций и научных туристов. — Ты совсем уже молодцом! — на ходу бросает проходящий мимо Струин.— Может, завтра попробуешь подежурить на камбузе? Если будет трудно — кто-нибудь из строителей тебя сменит. Согласен? — Согласен! — отвечает за меня начальник строителей Малышев,— Он вчера с Сахаровым переговоры вел насчет обследования. Времени на раскачку совсем нет — мы ситуацию знаем. Пусть выходит на работу; чем раньше выйдет, тем раньше при­ выкнет! Я ребят расставлю по графику — поможем Юрины исследования закончить. А ситуация, о которой говорил Иван Семенович, действитадьно неблагоприятная. Исследования по медико-биологической программе мы с Левандо должны были бы начать с кОнца февраля. Однако перед самым моим отъездом в Антарктиду, погиб в горах сотрудник нашего института, альпинист, неоднократный участник антарктических экспедиций, ленинградец Юрий Сергеевич Шевченко. 6 летнем сезоне Двадцать трётьей экспедиции он обследовал строителей Востока, а в летнем сезоне Двадцать четвертой должен был завершить годичный цикл исследований. Теперь это необходимо сделать мне, не имеющему никакого опыта работы в Антарктиде, совер­ шенно не представляющему, как пойдет процесс адаптации к высокогорью у самого себя. Договариваемся с Малышевым, что начнем обследование через четыре дня — надо успеть развернуть аппаратуру и хоть немного привыкнуть к высокогорью. Не знаю, что мне помогло — дежурство на камбузе, осознанная необходимость начинать исследования или высокая приспособляемость организма к высоте, но уже через два дня я чувствовал себя относительно неплохо, по крайней мере, лучше мно­ гих из прилетевших на станцию раньше меня ребят. Как не вспомнить «вещие» слова Виктора Афонина? Готовлю аппаратуру, журналы обследования, психологические анкеты, опросники, а параллельно хожу знакомлюсь со станцией. Ходить и вообще двигаться необычай­ но трудно — мешает мучительная резкая одышка. Она есть и в покое, а при малейшем напряжении дыхание становится похожим на дыхание загнанной собаки. Но по со­ вету Струина и оставшихся на летний сезон строителей из старой смены Востока мы медленно, но упорно ежедневно наращиваем нагрузку, и я лично уже могу пройти, правда в черепашьем темпе, территорию станции из конца в конец, не останавливаясь. «Честь экспедиции, ее боль и гордость — станция Восток. В-полярную ью чь не дойти до нее, не долететь, случится что на ней — и люди смогут помочь восточни­ кам разве что сочувственной морзянкой»,— сообщал писатель Владимир Сания. Восток— единственная действующая советская внутриконтинентальная антарк­ тическая станция. Расположенная в районе Южного геомагнитного пблюса на почти четырехкилометровой толще ледника в полутора тысячах километров от побережья, станция имеет исключительную научную значимость. На Востоке постоянно работает интернациональный коллектив ученых, всего — 20 человек. Наряду с геофизиками, аэрологами, специалистами-космиками, астроно­ мами, метеорологами, буровиками здесь трудятся врачи-исследователи, задача ко­ торых не только текущая профилактическая и лечебная работа, но и изучение спе­ цифических особенностей среды обитания, выявление условий психологической совместимости в микроколлективе, оценка состояния здоровья зимовщиков и механиз­ мов приспособления. ' В разные годы здесь проводили исследования известные ,ученые-медики И. И. Тихомиров, А. Ф. Завадовский, Г. А. Давыдов, В. Н. Пономарев, и другие. Зимовал на Востоке член экипажа «Ра» Ю. А. Сенкевич, с походникам*и Мирного приходил на эту станцию Н. Р. Деряпа. Первый «большой» обход станции делаем вместе с Виктором Нарским, нашим поваром. Минус сорок пять градусов. Яркое солнце, чистое небо, искрящийся снег. Взлетно-посадочная полоса расположена к югу от станции. Она представляет собой выровненную тракторной гладилкой полоску примятого снега. Рядом с полосой крупными буквами нз реек, выкрашенных в красный цвет, выведена надпись: «Восток,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2