Сибирские огни, 1984, № 2

станет экономически выгодной. Правительства большинства стран,' участвующих в ант- арктических исследованиях, озабочены в первую очередь сохрааешьем природных условий на континенте, недопущением подрыва международного сотрудничества уче­ ных возможной погоней за прибылью. Тем не менее вопрос о разведке и использовании полезных ископаемых приобре­ тает все большую остроту. По сообщению «Полар Таймс» развивающиеся страны опасаются, что 12 государств, подписавших Договор об Антарктике, будут извлекать для себя пользу за счет стран третьего мира, и требуют, чтобы ресурсы Антарктики принадлежали всем странам. На проходящих в Женеве сессиях конференции ООН по морскому праву Со.вет- ский Союз последовательно отстаивает позицию: не делить океан, а развивать равно­ правное, взаимовыгодное сотрудничество в освоении его ресурсов. Соединенные Штаты в этом вопросе занимают обструкционную позицию, стремясь развязать себе руки для односторонних, выгодных им действий. Не следует также забывать, что в самой Ан­ тарктиде только следующие страны участницы Договора — Бельгия, ГДР, ФРГ, Япония, Польша, СССР не выдвигают территориальных притязаний, а восемь из них — Аргентина, Австралия. Англия, Чили, Франция, Новая Зеландия, Норвегия и Южно-Африканская республика выдвигают притязания на сектора (территории) в Антарктиде иди прилежа­ щие острова, причем некоторые притязания различных стран относятся к одним и тем же территориям. А есть ли какие-нибудь природные ресурсы Антарктиды, которые бы можно бы­ ло использовать сейчас? Да, есть. Ближайшей (и, возможно, в будущем весьма рента­ бельной) реальной возможностью эксплуатации природных ресурсов ледяного матери­ ка явится, по-видимому, использование его... льда. Некоторые страны, страдающие от нехватки пресной воды, выдвигают самые различные (порой кажущиеся совершенно фантастическими) проекты транспортировки .айсбергов. Ведь льдом, который ежегод­ но сбрасывает в океан Антарктида, можно напоить все население Земли. Судя по по­ следним сообщениям из Австралии и Кувейта, первые попытки экспериментальной транспортировки ледяных глыб уже не за горами. Пойдем-ка, поедим, Володя,— прерывает мои размышления Афонин.— А то останемся голодными, скоро уже и станция. Действительно, не успеваем мы с Виктором допить компот, как его вызывают в кабину, а через некоторое время зовут и меня. — Ну, док, гляди внимательно! Вот и твоя деревня! Под нами среди бескрайней сверкающей на солнце снежной равнины три алю­ миниевых сборно-щитовых дома с громадными красными буквами «СССР» на плоских крышах, красно-белый полосатый купол аэрологического корпуса, две буровые выш­ ки, целый лес антенных мачт и развевающиеся у посадочной полосы советский, чехо­ словацкий, мексиканский н американский флаги. Вдоль полосы маленькой букашкой движется тягач — нас встречают. Посадка! — Внимание!— строго говорит мне штурман,— Хоть ты и доктор, но предупреж­ даю: никаких резких движений, никаких вешей в руки не брать. Тихонечко вылезаешь из самолета — и ребята отведут тебя на станцию. Намордник опусти. Все понятно? Все понятно. Голова и впрямь начинает немного шуметь. В открытый люк врыва­ ется нестерпимый холодный и сухой воздух. Набежавшие незнакомые закутанные до глаз парни бросают мои вещи в подъ­ ехавший тягач, туда же грузят ящики и продукты, а двое из них помогают мне спу­ ститься по лесенке. Пробую отказаться от помощи, но никто не обращает на это внимания. Я и не настаиваю особенно: сердце работает какими-то толчками, будтю после длительного изнурительного бега. Немного тошнит. До станции метров триста. На середине пути встречаем идущую навстречу груп­ пу полярников, среди которых Митрич и Костенко. Костенко поддерживают точно так же, как и меня. Встрече этой я тогда не приаГал особого значения, удивился только, почему Костенко поддерживают: он ведь уже несколько дней здесь. Голова с каждой минутой болит все сильнее. И очень трудно идти — одышка, словно несешь на себе огромный тяжелый рюкзак. Но как говорил Чебурашка: «Мы строили-строили и наконец построили. Ура-а! Да здравствуем мы!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2