Сибирские огни, 1984, № 2
станет экономически выгодной. Правительства большинства стран,' участвующих в ант- арктических исследованиях, озабочены в первую очередь сохрааешьем природных условий на континенте, недопущением подрыва международного сотрудничества уче ных возможной погоней за прибылью. Тем не менее вопрос о разведке и использовании полезных ископаемых приобре тает все большую остроту. По сообщению «Полар Таймс» развивающиеся страны опасаются, что 12 государств, подписавших Договор об Антарктике, будут извлекать для себя пользу за счет стран третьего мира, и требуют, чтобы ресурсы Антарктики принадлежали всем странам. На проходящих в Женеве сессиях конференции ООН по морскому праву Со.вет- ский Союз последовательно отстаивает позицию: не делить океан, а развивать равно правное, взаимовыгодное сотрудничество в освоении его ресурсов. Соединенные Штаты в этом вопросе занимают обструкционную позицию, стремясь развязать себе руки для односторонних, выгодных им действий. Не следует также забывать, что в самой Ан тарктиде только следующие страны участницы Договора — Бельгия, ГДР, ФРГ, Япония, Польша, СССР не выдвигают территориальных притязаний, а восемь из них — Аргентина, Австралия. Англия, Чили, Франция, Новая Зеландия, Норвегия и Южно-Африканская республика выдвигают притязания на сектора (территории) в Антарктиде иди прилежа щие острова, причем некоторые притязания различных стран относятся к одним и тем же территориям. А есть ли какие-нибудь природные ресурсы Антарктиды, которые бы можно бы ло использовать сейчас? Да, есть. Ближайшей (и, возможно, в будущем весьма рента бельной) реальной возможностью эксплуатации природных ресурсов ледяного матери ка явится, по-видимому, использование его... льда. Некоторые страны, страдающие от нехватки пресной воды, выдвигают самые различные (порой кажущиеся совершенно фантастическими) проекты транспортировки .айсбергов. Ведь льдом, который ежегод но сбрасывает в океан Антарктида, можно напоить все население Земли. Судя по по следним сообщениям из Австралии и Кувейта, первые попытки экспериментальной транспортировки ледяных глыб уже не за горами. Пойдем-ка, поедим, Володя,— прерывает мои размышления Афонин.— А то останемся голодными, скоро уже и станция. Действительно, не успеваем мы с Виктором допить компот, как его вызывают в кабину, а через некоторое время зовут и меня. — Ну, док, гляди внимательно! Вот и твоя деревня! Под нами среди бескрайней сверкающей на солнце снежной равнины три алю миниевых сборно-щитовых дома с громадными красными буквами «СССР» на плоских крышах, красно-белый полосатый купол аэрологического корпуса, две буровые выш ки, целый лес антенных мачт и развевающиеся у посадочной полосы советский, чехо словацкий, мексиканский н американский флаги. Вдоль полосы маленькой букашкой движется тягач — нас встречают. Посадка! — Внимание!— строго говорит мне штурман,— Хоть ты и доктор, но предупреж даю: никаких резких движений, никаких вешей в руки не брать. Тихонечко вылезаешь из самолета — и ребята отведут тебя на станцию. Намордник опусти. Все понятно? Все понятно. Голова и впрямь начинает немного шуметь. В открытый люк врыва ется нестерпимый холодный и сухой воздух. Набежавшие незнакомые закутанные до глаз парни бросают мои вещи в подъ ехавший тягач, туда же грузят ящики и продукты, а двое из них помогают мне спу ститься по лесенке. Пробую отказаться от помощи, но никто не обращает на это внимания. Я и не настаиваю особенно: сердце работает какими-то толчками, будтю после длительного изнурительного бега. Немного тошнит. До станции метров триста. На середине пути встречаем идущую навстречу груп пу полярников, среди которых Митрич и Костенко. Костенко поддерживают точно так же, как и меня. Встрече этой я тогда не приаГал особого значения, удивился только, почему Костенко поддерживают: он ведь уже несколько дней здесь. Голова с каждой минутой болит все сильнее. И очень трудно идти — одышка, словно несешь на себе огромный тяжелый рюкзак. Но как говорил Чебурашка: «Мы строили-строили и наконец построили. Ура-а! Да здравствуем мы!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2