Сибирские огни, 1984, № 2
веллистике Вс. Иванова двадцаты.г годов. Да, здесь немало трагических парадоксов бытия, НО «это парадоксы большого писате ля, который думает о пагубности стереотипа в человеческом сознании, об иллюзорности усредненных представлений о счастье, о _несоответствии стандартных моральных норм конкретной судьбе. Думает об искусстве, которое живо правдой». Надо ли говорить, насколько такое по нимание новеллистики Вс. Иванова двадца тых годов, приближает его творчество к нам, в наши дни? А ведь оно и не может быть отодвинутым в прошлое, если перед нами действительно крупный писатель, ка ковым, без сомнения, является Вс. Иванрв. Столь же убеди1'ельны, хотя и более ла коничны те страницы книги, которые посвя щены мучительным поискам Вс. Иванова в жанре романа в предвоенное десятилетие. Вряд ли возможно оспорить утверждение Е, Цейтлйна, что в этом ряду одно из са мых «ивановских» творений — «Похожде-» ния факира». Парадоксальность мышления, пара доксальность стилй и.языка, острая публи цистичность — все это характерные особен ности романов Вс. Иванова. Правда, постоянные мучительные поиски формы по рою приводили писателя в тупик, как это случилось с замыслом романа «Поэт». Од нако и здесь, по верному определению исследователя, «вызревал» уже «новый» Всеволод Иванов. Так в книге реализуется нелегкая зада ча — не только назвать, проанализировать важнейшие произведения Вс. Иванова, но показать его художественное мышление в движении, в развитии, в связи с теми об щественно-литературными событиями вре мени. которые всегда оставляют неизгла димый отпечаток в творчестве большого ху дожника слова. Нельзя не отметить еще одну очень су щественную особенность исследовательской манеры Е. Пейтлина. .^Многолетняя работа над творческим наследием Вс. Иванова' явилась для него хорошей школой крити ческого анализа сегодняшнего литературно го процесса. Свидетельство тому — доброт но и заинтересованно написанная книга литературных портретов и очерков «Всегда и сегодня» (Кемерово, 1980). Теперь один из очерков этого сборника издан отдельной книгой.' Здесь столь же широко используются и письма, и дневники, и записные книжки, и воспоминания друзей, и наброски, и черновики, и, конечно же, сами произведения В. Чугунова. Это даже рождает ' поначалу некоторые опасения: а как объединится столь разнохарактерный материал, не рассыплется ли очерк на от дельные, мало между собой связанные страницы, эпизоды? Но чем дальше вчиты ваешься в очерк, тем больше убеждаешься в крепкой его сколоченности, композицион ной и стилевой цельности. И убеждает в органичности этого очерка опять-таки движущаяся, ищущая ответы на серьезные ' вопросы авторская мысль, открытые, остро гражданские размышления и раздумья кри тика о творческом пути рано погибшего писателя, а в конечном итоге о проблемах современного аштературного развнтня. Анализируя рассказ «Локомобиль», Е, Цейтлин акцентирует йаше внимание на необычности, драматичности ситуации, но больше всего на умении автора психологи чески объяснить и безошибочно мотивиро вать «странные» поступки людей. А затем исследуется не менее сложная ситуация в рассказе «Полметра до катастрофы». И вывод критика, очень созвучный тому, к которому он приходил при анализе рас сказов Вс. Иванова: «Виктор Чугунов знал: гармония в двадцатом веке — это не розо вый сон, не волшебная сказка. Может быть, это сам путь человека к согласию'со своей душой». Вспомним «Тайное тайных» Вс. Иванова. Нет, критик отнюдь не сопоставляет В: Чу гунова со Вс. Ивановым. Он лишь выявляет проблемы, которые мучали и мучают ху дожников, проблемы, которые сближают их, в какое бы время они ни жили. И здесь мне хотелось бы возразить ав тору обзора критических работ, выходящих на периферии («Литературное обозрение», 1983, № 7), Есть в этом обзоре, скажем так, полуупрек' и Е. Цейтлину, что, мол, очень уж высокими словами оценивает кри тик явления «местной» литературы, пере оценивает их, ставит на уровень самых зна чительных достижений сегодняшнего лите ратурного процесса. Полагаю, что эстетические критерии, ме ра должь1ой оценки всегда присутствуют в работах Е. Цейтлина. Да, и мне пришла мысль о созвучности некоторых проблем в творчестве Вс. Иванова и В. Чугунова. Но разве на этом основании можно по дозревать критика в том, что он как-то «приподнимает» В, Чугунова до классика советской литературы? «Одна из главных и сокровенных мыслей Чугунова последних лет,— пишет Е. Цейт лин,— это мысль о памяти как о главном достоянии человека, помогающем ему со хранить себя на дорогах времени и нести дальше то, что было выстрадано людьми». Прямо скажем, мысль эта одна из централь ных для Ч. Айтматова, Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Астафьева и других ху дожников сегодняшнего дня. Но это опять- таки не значит, что критик уравнивает ис следуемого писателя с названными авторами. В таких выходах Е. Цейтлина на узловые, центральные проблемы современного лите ратурного процесса при исследовании ло кальных явлений нашей словесности я вижу стремление критика вписать того или иного автора в литературный процесс, соразме рить его вклад в нашу литературу. А не вольные ассоциации, которые возникнут при этом, лишь помогут дать объективную эстетическую оценку исследуемым произве дениям. Э. ШИК Любовь Ненянг. Опнемный суА- Поэма. Красноярское кн. иэд-ао, 1982. В 1980 году в Красноярске была опубли кована первая книга ненецкой писательницы Любови Ненянг «Я читаю следы» (расска- ш к довесть). Знаменахельно, что начало
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2