Сибирские огни, 1984, № 2
на себя «наигранное простодушие», «легкую придурковатость», то это просто оборони тельный прием; от своего «я» он никогда не отступится. А вот Семен Табакаев и'з повести «Дом под черемухой» беспомощен перед наглым натиском стяжательства. Он, как говорится, весь «под каблуком» у своей жены Ираиды. Но «Семен особенно не роптал, лишь из редка- просыпалась эта мужская гордость, будь она неладна...». Захотела супруга ку пить избу под дачу в ближайшей от города деревне... Пожалуйста. Захотела выжить хозяйку-старуху из той избы, которую сни наметили переделать под дачу... Пожалуй ста. Захотела срубить вековую черемуху, потому что затеняла огород.... Пожалуйста. Захотела... И тут, на каком-то витке этого, вынужденного бега по кругу, ,в нем проры вается собственное достоинство. Он во все услышание заявляет: «Я вот что- сделаю. Пущу я красного петуха». И хотя .«силы в себе Семён чувствовал огромные», но си ла, окружавшая его, оказалась мощнее. Весь его порыв лишь, вылился в видение пламени, которое, «став. прозрачным, как дымка, ушло в небо, где и растаяло». В книге не все равноценно. В повести «Облава», например, ощутима какая-то размазанность действия и эскизность обра зов. Это Происходит в основном из-за рых лой композиции. Сам центр художественно го повествования выбран, по всей видимо сти, неудачно. Это — история одичания собак в поселке, когда они стали резать домашний скот, а в один прекрасный день вообще ушли в лес... Но тут, ненароком, исподволь, начинает выступать другая тема — переустройство прежней деревенской жизни на новый лад, поскольку рядом открылся ртутный рудник, В повести прослеживается ряд других сю жетных линий — значительных и мелких, Такая разбросанность в сравнительно не большом произведении не может не при вести к расплывчатости его восприятия, что неизбежно снижает его художественные достоинства. Слово у Е. Гущина, как правида, отоб ранное, взвешенное. Основу ритма и тона повествования задает эмоционально-насы щенная, пронизанная яркой образностью авторская речь. Сюжеты у повестей просты и непритяза тельны, но ■книга, читается с интересом, по скольку в характерах с первкьх строк ощу щается какая-Т(У властная притягательная сила. Она в их жизненной прочности и це леустремленности. Эта книга учит человеч ности, она еще раз побуждает каждого поразмыслить, так ли мы живем, к тому ли стремимся, не довольствуемся ли суррога тами жизни, не‘задеты ли опасной болезнью корыстолюбия и эгоизма. В. МАЛЬЦЕВ Е. Цейтлмн. Всеволод Ивайов, Зал.-Сиб. кн. изд-во, Новосибирск, 1983. Е. Цейтлин. Жить и верить. Документаль ное повествование о Викторе Чугунове, шахтере и лисателе. Кемеровское нн. изд-во, 1983. , Очень разные эти две книги Е. Цейтлина, разные по материалу, по методу исследова ния, манере изложения. И тем не менее они достаточно полно отражают важнейигие научные и литературно-критические интере сы исследователя, увлекают читателя дви жущейся авторской мыслью. Пожалуй, именно это качество полтора десятилетия тому назад не позволило зате ряться первым работам Е. Цейтлина о клас сике советской литературы Всеволоде Ива нове, публиковавшимся на страницах сибир ских и центральных изданий. На их основе и родились две книги; «Беседы в дороге» (Новосибирск, 1977) и «Сколько дорог у «Бронепоезда 14-69» (Москва. 1982). Те перь в серии «Литературных портретов», регулярно издаваемых в Новосибирске, увидела свет еще одна работа Е. Цейтлина о Всеволоде Иванове, Первая из названных книг имела подза головок: «Всеволод Иванов — литературный наставник, критик, редактор» и, .будучи ос нованной на богатом архивном материале, позволила увидеть еще одну,' практически не изученную грань деятельности писателя, начинавшего, как известно, свой творческий путь в Сибири в период гражданской вой ны. Богатый, малоизвестный материал пред ставлен и в книге о Вс. Иванове,-вышедшей в Москве. Подлинная научная оснащенность отме чает и . последнюю работу критика о Вс. Иванове. Популяризаторский харак тер литературного портрета отню^1ь не ме шает Е. Цейтлину широко использовать' серьезные академические издания, мало доступную периодику прошлых десятиле тий, архивные материалы, забытые отклики современников Вс. Иванова. Именно это позволяет исследователю вы явить и хорошо аргументировать двинсеяие и развитие художественного мышления классика советской литературы на разных этапах его творчества.' Сделать это по отношению ко Всеволоду Иванову рчень непросто, ибо, по меткому слову М. Горького, Вс. Иванов умел «пре восходно поссориться с самим собою...». От этой исходной мысли Е, Цейтлин при ходит к справедливому утверждению, что Вс. Иванов «боялся при этом остановиться» и «всю жизнь шел именно к самому себе».' Вполне закономерно, что исследователь уделяет большое внимание тем рассказам двадцатых годов, которые менее всего изу чены в литературе («Киргиз Темербей», «Как создаются курганы»), либо произведе ниям, вызвавшим в свое время весьма разноречивые, а порою и несправедливые оценки («Тайное тайных»). Точно определена сущность цикла «Тай ное тайных», его сложная психологическая задача — внешнее проявление и внутреннее состояние героя. Отсюда — проблема гар монии человека. Нет, не оправдание героев, не навязывание читателям симпатий к ним движет пером Вс. Иванова. «Для него ва жен,— пишет Е: Цейтлин,— сам поворот мысли. Тема гармонии здесь оказывается насмешливой и- по-настоящему пара доксальной». Все эти и другие наблюдения позволяют- 'кри-^ику сделать убедительный..выроп о н.о-.-..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2