Сибирские огни, 1984, № 2
3 КНЮКН01Й полки Иь"орь Пантюхов. Горнист, играй «Зарьо»!.. Сборник очерков. Барнаул. Алтайское мн. изд-ео, 1982 г. Эта книга родилась, как принято гово рить, на документальной основе. Есть в ис тории Алтайского комсомола, в летописи его славных дел одна прекрасная и по-на стоящему романтическая страница. Даже не страница, а целая глава, которая про должается по сю пору и в которую будет вписано немало еще ярких строк. В начале 1957 года Алтайский крайком ВЛКСМ вы ступил с инициативой взять шефство над несколькими кораблями Балтийского фло та. Инициатива была поддержана на всех соответствующих уровнях, и с тех пор, креп чайшие нити ьружбы связали дважды Краснознаменную Балтику с дважды ор деноносным Алтаем. А одно из балтийских суден — овеянный воинской славой крейсер «Свердлов» стал отныне в полном смысле слова кусочком Алтайского края на мор ских рубежах Родины. Вот уже -в течение четверти века его команда формируется в основном из посланцев края, которых на правляют сюда по комсомольским путев кам для прохождения срочной военной службы. Им, морякам-свердловцам, и тем, кто несет сейчас нелегкую флотскую вахту, и тем, кто эту вахту уже отстоял, вернув шись к мирному созидательному труду,— и посвящена книга «Горнист, играй «За рю»!...», написанная барнаульским поэтом Игорем Пантюховым. Есть 8 творческой истории этой книги и сугубо «личностный» момент. Дело в том, что автор ее — сам в прошлом моряк, прошедший службу на крейсере «Свердлов». Более того, отец И. Пантюхова — тоже в прошлом моряк-балтиец. Как пишет в своем предисловии к книге адмирал И. М. Капитанец, именно Михаил Осипович Пантюхов — «старейший коммунист,' участ ник штурма Зимнего, бывший матрос Балт- флота» — подал алтайским комсомольцам саму идею шефства. Именно он на первой встрече комсомольцев Алтая с моряками крейсера «Свердлов» сказал ставшие те перь крылатыми слова: «Отныне — есть у Балтики берег алтайский!» Этот «личный» мотив и придал всей кни ге И. Пантюхова, скромно названной «сборником очерков», особую, проаикновен- ио-лирическую окраску. Почти каждая г^а- ва ее открывается небольшим стихотворе нием, где автор либо вспоминает свою морскую юность, либо обраьцается к тем, Ш ■ кто несет сейчас службу на прославленном крейсере, овладевая самой трудной и бла городной профессией —•учиться защищать Родину (не случайно одна из глав книги прямо называется — «Есть такая про фессия»). Им трудно пока еще служится — Нам так же служилось когда-то. Но скоро нелегкое мужество Проникнет в сердца под бушлаты. Им флаги чужие на гафелях Увидеть настанет черед, И высшей из школ — в биографии Матросская юность войдет! Впрочем, И. Пантюхов остается поэтом везде — в каждом очерке, в каждой главг- новелле. Ему удается истинно поэтическими средствами создать образ самого главного героя своей книги — образ легендарного крейсера, чья военно-морская биография началась еще в годы первой мировой и гражданской. Причем мы не только зри мо воспринимаем красавец крейсер со все ми его мачтами, палубами, рубками, кубри- кйми — перед нами как бы раскрывается сама «душа» корабля, явившегося, по сло вам автора, нВстоящей «академией физи ческого, духовного, общечеловеческого ста новления» для каждого, кто прошел на нем службу. Интересная деталь: рассказывая о том, как сложились судьбы его земляков- свердловцев после флота, автор особо под черкивает, что многие избрали «на берегу» профессии и специальности, далекие от тех, которые получили во время службы, на борту корабля. 'Гак, бывший командир башни Александр Бочаров стал хлеборо бом, ныне возглавляет крупный совхоз; бывший комендор Валерий Евдокимов окончил медицинский институт, ныне — главный врач детского санатория; бывший артэлектрик Виталий Артеменко — зам председателя Рубцовского горсовета; быв ший старшина Владимир Никифрренко — один из первых На Алтае механиков-доя- ров; бывший мичман Виктор Кокшаров стал инженером-химиком, а затем по реко мендации горкома партии возглавил Бий- ское объединение «Продтовары»... Однако каждому из этих людей помог сделать свой выбор, определить свою «мирную» судьбу именно их родной крейсер. Потому что именно там, во время дальних океанских походов, «на бронированном кусочке Роди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2