Сибирские огни, 1984, № 2
ного факела» со своим любимым дети щем — с «Кряжевыми». Это было зимой 1952 года. Я был на той памятной встрече. Читал Лаврентьев слабым тусклым голосом, из редка помогая себе жестами. Чувствова лось, что он хорошо «видит» все, о чем написал. Позднее он говорил, что действи тельно стремится писать и для уха, и для глаза, что и подтверждается при анализе его пьес. Читка прошла с большим, если не сказать с огромным успехом. Драма тург выслушал массу комплиментов. Но не удивлялся и не смущался даже в тех слу чаях, когда его сравнивали с Горьким. Он был внешне совершенно спокоен, как спо коен мастеровой, выполнивший заказ с уверенностью, что вещь сработана доб ротно. Коллектив исполнителей, работавший над спектаклем под руководством режис серов В. П. Редлих и Э. М. Бейбутова, был влюблен в пьесу, в своего автора, и это не преминуло сказаться на результате: успех сопутствовал краснофакельиам и в родном городе, и в многочисленных гастрольных поездках. Показанный в 1953 году в Моск ве спектакль приобрел всесоюзную извест- ностБ, его записали на радио и множество раз транслировали по первой программе. Имя Лаврентьева сразу же стало одним из самых популярных в театральных кругах, с ним случилось почти то же. что с С. Найденовым после премьеры «Детей Ванюшина»— уснул неизвестным, проснул ся — знаменитым. К своей славе Лаврентьев отнесся совер шенно спокойно. Для него, долгие годы накапливавшего материал и учившегося драматургическому мастерству, что назы вается, наступил период бурной разрядки Одна за другой появляются «Светлая», «Иван Буданцев», «Принцы любви», «Ради своих ближних»... Драматург проявляет завидное постоян ство — он верен театру, давшему жизнь его первой пьесе, -пишет с расчетом на краснофакельских актеров, семь пьес под ряд неизменно отдает в руки режиссеров «Красного факела» Веры Павловны Редлих, Николая Федоровича Михайлова, Констан тина Саввича Чернядева. Вместе с драматургией Лаврентьева на сцену приходит многообразие' характеров, еще неизвестных русской сцене. На редкость разнообразны профессии героев его пьес. Прославляя человека труда, Лаврентьев подчеркивает высочайший нравственный уровень человека, воспитанного в стране Советов. — Я все время пишу о бескорыстии,— говорил Виктор Владимирович,— Любой мой герой из пьесы «Чти отца своего», _кроме ста.рика Гордея Павловича, в своей основе бескорыстен. То же — в «Горной балладе». А в чем зерно ученого и практа- ка Илюхина («Светлая»)? В том, что он бессребреник. Таков же и «простой рабо тяга» шофер Стабретов, и человек «не от мира сего» учитель Михаил в «Кряжевых». На противопоставлении корыстолюбия и бескорыстности построена пьеса «Успех». Все мои любимые герои в своей основе глубоко бескорыстные люди. У них нет претензий на то, что они не заработали. Сегодня мы часто говорим слово «скром ность», но забываем о слове «бескоры стие», воспитывая которое мы делаем ог ромный шаг на пути построения коммуни стического общества. ' Вот она, та нравственная константа, ко торая делала и, я уверен, будет и в Даль нейшем делать произведения Лаврентьева остро современными. .Особо хочется под-, черкнуть, что драматургу удалось найти тот сплав быта и романтической гфиподня- тости, которые свойственны горьковской линии в нашей литературе и которые со ставляют цель стилевых исканий многих современных деятелей советского теат рального искусства. 'Воскреснет ли интерес к лаврентьевской драматургии? Театральные режиссеры и особенно ди ректора — народ опасливый, осторожный, большинство из них рисковать не любит. Где гарантия, что пьесы Лаврентьева бу.- дут делать сборы? Они еще не классика, они уже не современность — в том смысле, что ушли в прошлое какие-то приметы той жизни, того времени. Не так ли опасливо обходили театры пьесы А. Киршона, М, Кулиша, Е. Яновского, пока не на шлись смельчаки, отважно интерпретиро вавшие на современной сцене драматур гию 20-х—30-х годов—«Рельсы ■ гудят», «Хлеб», «93», «Ярость». Спектакли по этим пьесам прозвучали неожиданно свежо, яр ко, были приняты зрителям.й, театральной общественностью. Где же тот смелый ре жиссер-новатор, который покажет нам но вые грани , в прочтении пьес Лаврентьева? Вот маленькая подсказка: в 1968 году, через пятнадцать лет после первого пред ставления «Кряжевых» на краснофакель- ской сцене, Новосибирское телевидение ре шило показать зрителям собственную по становку драмы, осуществив спектакль объединенными силами всех драматических театров города. Отзывы зрителей о теле спектакле, повторение передачи по их просьбе лучше всего сказало о том, что «Кряжевым», как и ряду других пьес Лав рентьева, суждена долгая жизнь, что че рез многие-многие годы его произведения так же будут волновать мысли и чувства людей, как волновались зрители недавнего прошлого на премьерах лаврентьевских пьес в сотнях городов страны. ' Из беседы с В. В. Лаврентьевым 9 октября 1968 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2