Сибирские огни, 1984, № 2
занавес Новосибирского театра «Красный факел», на высокий обрывистый берег над нзлуИИной замершей речки выбежит то ненькая, стремительная Надя (Капустина) и, остановившись на самом краю обрыва, замрет, с распростертыми, руками: «Ниско лечко не боязно. Полетели?». Ее сп.утник . Петр (Галуза) подхватывает девушку на руки и восторженно кричит на всю тайгу: «Летим! Чур не отступать!» Неторопливо, но внутренне напряженно разворачивается действие. В финале пер вого акта Надежда, не желая выходить замуж за богатого, но нелюбимого жениха, прямо со свадьбы бежит из- дома. Ее отец, потомственный кровельщик Михей Кряжев (Аржанов) замечает Надежду, когда она спускается в сад. Хс»чет крикнуть, позвать, но не может, а только манит рукой. Стоит молча. Затем чувствует слабость, пошаты ваясь, выходит на авансцену: «...ушла. Значит, не нужен... Зря силы положил. Зря». Опустив- голову, долго-долго стоит одинокий старик. Плечи его начинают вздрагивать, кажется, сейчас мы услыщим рыдания... .Но нет —Михей, оказывается, давится от хохота. Наконец смех прорыва ется, и Михей в восторге кричит: «С но сом, с носом оставим... Взяли? (Обращает ся в сторону веселящейся свадьбы.) Жени хи! (И вдруг, оборвав смех, резко, на вы дохе.) Звери!» Не было спектакля, где бы эта сцена не вызывала бурю аплодисментов. Особенно горячо принимали ее во время московских гастролей «Красного факела» (1953 г.) темпераментные столичные зрители. Но продолжу рассказ о встречах с дра матургом. ■ 'В феврале 1945 года, пройдя комиссию в госпитале, вынесшей решение — для дальнейшей службы в армии непригоден, Лаврентьев был демобилизован и вернулся в Новосибирск. Город стал почти незнакомым, потому что не было в нем тех людей, тех товари- Ш,ей, с кем проходила молодость. Многих нквсегда унесла война. Здоровье подорвано, мучила бессодница, от которой не было избавления, но надо жить, работать. Ночами написаны два рас сказа, которые так, на всякий случай, от нес й редакцию газеты «Советская Си бирь». Неожиданно его пригласил для раз говора редактор Александр Алексеевич Кондаков.' Беседа была короткой и деловой. — Приходите к нам работать,— сказал редактор. И через несколько дней нача лась новая полоса в жизни Лаврентьева. — Пожалуй, нет и не может быть луч шей школы для писателя, чем работа в газете,— рассказывает Лаврентьев, вспо миная те годы.— Ежедневно чувствовать биение пульса жизни, быть свидетелем, очевидцем событий, фактов, определяющих весь смысл жизнедеятельности сотен ты сяч людей.— это не только обостряет зре ние, не только позволяет глубоко понять истинные порывы людей, но дает необык новенный душевный настрой неразрывной слитности с нравственными устремлениями народа, сопричастности к, единому трудо вому процессу. Без этого _ не может быть писателя, ■ ' - .■ -.-, . Трудные послевоенные годы. Обезлюдев шие деревни,, разбитая, изношенная техни ка, неухоженные поля — и при этом упря мая горячая вера: будем жить, все вернем, все восстановим! Во имя памяти тех, кто ушел и не вернулся. На заводах — блед ные лица предельно уставших рабочих, «бессменно выстоявших вахту военных лет», и туч же неожиданные взрывы ре бячьего смеха тех подростков, что пришли заменить отцов, что наравне со взрослыми работали для фронта, подладив к станкам возвышения, чтобы направлять движение резцов. Ежедневный подвиг солдат тыло вых сражений, без которого не было бы выиграно ни одно сражение на фронте. Писать о них, писать для них — это значи ло только одно — писать о Человеке с большой буквы., Статьи, корреспонденции, очерки, репор тажи, рассказы, позднее фельетоны и ре цензии — все надо было писать, и писать хо рошо. А ночью, вернувшись из редакции, еще два-три часа надо отдать «Кряжевым», найти то единственно правильное драма тургическое решение темы, которое позво лит в три часа сценического действия вло жить историю семьи на протяжении почти тридцати лет. Пятый, десятый, двенадцатый вариант'. Спешить нельзя. Надо испробовать все ре шения, которые возможны. Надо отыскать свое собственное, еще никем не испробо ванное, построение драмы. Через несколько лет решение было най дено, внешне простое и ясное: только через человеческие судьбы, через точно написан ные характеры раскрывается очистительная сила Революции, сказавшей, свое опреде ляющее слово о тысячелетнем ннституте семейных отношений. В строго реалистиче'- ских тонах, используя богатую словесную палитру русского языка, решительно отвер гая бытописательство, натуралистическую приземленность, а также и ложный пафос, Лаврентьев дал свое драматургическое ре шение историко-революционной темы, чем доставил много хлопот литературным кри тикам, привыкшим к устоявшимся кано нам, к стандартизированной оценке жан ров. «Хроника», «Инсценировка романа», «Сцены»— так определяли критики жанр «Кряжевых», не потрудившись поглубже вникнуть-в сложную, но изящную архитек тонику драмы. Мало кто из окружающих знал, что бы стрый, решительный, одержимый в своем деле журналист Лаврентьев был еще не обыкновенно сдержанным, замкнутым, мол чаливым, никого не допускающим в свое «святая святых». Он никому не докучал, никого не обременял, даже своих близких, выработав для себя жизненное правило: сказанное, но не оправданное делом сло во — высшая форма непорядочности. Вот поэтому-то и не было у него явных, зри мых лет ученичества, вот поэтому-то он больше йсего боялся ранней профессиона лизации, вот поэтому-то и его быстрое вхождение в число лучших драматургов страны было удивительным только для по стороннего глаза, но не для него самого. Школа, ученичество были уже давно по зади, в тех тысячах бессонных ночей, .про веденных V письменного стола, ^когда оя решил познакомить руководителей «Крас I* ОнДц^еьша мш ЯьЗ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2