Сибирские огни, 1984, № 2
ственяых судебных исполнителей, которые именем Суда взыскивали с нерадивых пла- тельщиков-организаций дебиторскую за долженность. Запсибснабсбыт— это было учреждение, которое снабжало все ново стройки и ■действующие предприятия на огромной территории от Тюмени до Кам чатки, снабжало всем — от тележных ска тов, Воронины, резиновых чуней и лопат до электромоторов и транспортерных лент. В числе потребителей Кузнецкстрой, Кеме- ровокомбинатстрой, Дальстрой, Караганда, Риддер... С мандатом Запсибкрайсуда в кармане, с исполнительными листами и нотариальными надписями «Ко взысканию» на обороте просроченных счетов в клеенча том портфельчике, со всеми правами, пре дусмотренными в соответствующих статьях Гражданского и Гражданского процессу ального кодексов, Лаврентьев ездит из од-- ного края в другой, от Балхаша до Тихого океана, от Усть-Каменогорс^{а и Абакана до устья Чулыма, самой северной стройки. Перед глазами — подлинное рождение нового мира со всеми трудностями и слож ностями, с крушением старого быта, воз никновением соцгородов, невероятны.м дви жением, стронутого с насиженных мест народа, с забитыми до отказа вагонами, с многосуточными опозданиями поездов. Чтобы жить — надо работать, чтобы учиться — надо забыть про нормальный сон, отводя на отдых только четыре-пять часов, иначе ничего не успеешь. Наступа ет конец кочевой жизни, память вобрала в себя столько, что можно и не думать больше о сборе материалов. Кватило бы только таланта, чтобы все описать. Согласно обязанностям юрисконсульта Лаврентьев почти ежедневно должен быть в судах, где рассматриваются мелкие иски между учреждениями и где в ожидании начала разбора дела невольно становишь ся очевидцем человеческих драм и траге дий. Перед глазами проходят убийцы, бан диты, воры, растратчики, проходят родст венники, ставшие непримиримыми врагами, не сумев разделить между собой имущест во, проходят обманутые жены н 'мужья, брошенные дети и старики. Картины пре дельного ' падения людей иногда прерыва ются картинами неожиданного благородст ва, льются слезы горя и радости. А па мять все собирает и собирает в, свои кла довые, картины, типы, случаи, события. В эти годы Лаврентьев и начал писать, стараясь найти свой жанр, где бы он чув ствовал себя свободно и уверенно, а глав ное, где бы можно было в самой сжатой форме предельно обнаженно рассказать обо всем, что волновало; о чём бы хоте лось поведать людям. Это были годы ли тературного ученичества, когда сам пишу щий был одновременно и самым жестоким судьей себе самому. Появлялись стихи, рассказы, сценарии, пьеса... Последний жанр привлек особое внимание автора, бот она, возможность прямо, минуя всяче ские описания подробностей обстоятельств, всего предшествующего, портретов, пейза жей, лирических отступлений, перейти к главному: дать возможность герою расска зать о времени и о себе, раскрыть его мышление и чувства. Начались раздумья, ' опыты, чтение. Всю историю драматургии от Софокла и Аристофана до нащих дней, историю театра, эстетические принципы драматургии, этого высшего рода поэ зии,— все это жадно впитывает в себя на чинающий писатель. Затем пришло обдуманное решение кру то изменить всю свою жизнь — иско-мое было найдено. Нужно только более тесное соприкосновение с практикой искусства. Спешить не надо. Впереди еще большая жизнь. Юрисконсульт прощается со своей профессией, а в клубе, носящем ныне зва ние Дома культуры имени Октябрьской ре волюции, появляется новый художествен ный руководитель. Сегодня, перечитывая свои Давние запи си, я делаю для себя открытие за открыти ем. Я и не подозревал, насколько полно охарактеризовал себя и свое творчество Лаврентьев в той памятной беседе. Он весь в ней с его сложным, внешне проти воречивым, а по сути цельным и глубоким характером. Его всегда считали человеком скрытным, а он — открыт, раним, незащи щен. В нем в первую очередь видели ум и сдержанность, но мало кто ощущал лири ческое, поэтическое в своей основе начало его натуры и его драматургии. Его поэтич ную, возвышенную «Горную балладу», на пример, явно недооценили театры, даже не предприняв никаких шагов к ее сцениче скому воплощению. Сотрудники журналов, которыми он руководил, коллеги по перу зачастую отзывались о Лаврентьеве как о человеке резковатом, излишне категорич- . ном, не замечая, что эта его «неуживчи вость» шла от огромного чувства само- требовательности, которое он распростра нял и на себя самого и на окружающих, и на своих героев, будучи поистине нрав ственным ригористом. Приведу еще несколько фактов и эпизо дов из наших бесед. Уверен, они заинтере суют будущих зрителей и постановщиков лаврентьевской драматургии. Условие од но — верить, как верю я, в абсолютную искренность, доверительность слов драма турга, который ни в чем и никогда но до пускает и тени рисовки. Шли бои за Эльхотовскйе ворота в Ди- горскую долину, где «названья сел', как ко локольный звон: «Кури, Дарг-Кох, Кард- жин и Фиагдо'н». Командный путь началь ника артиллерии участка , фронта. Лав рентьев — офицер связи от дивизиона бро непоездов. ■Жилье — узенький открытый окоп с телефоном, стереотрубой. «Днем в пбту, ночью— в гробу». Рядом окоп пред ставителя от: дивизиона гвардейских мино метов. В нем'— молодой лейтенант. В часы затишья — совместный обед из одного ко телка, а затея разговоры, далекие от вой ны. О чем?' О литературе, о 'музыке, о те атре. Собеседник — москвич. Однажды воз ник между ними спор об «.Анне Карени ной». Кто же виноват в случившемся? Ге рои?, Общество? Среда? Где истинная при чина трагедии? Так родился-замысел «Кряжевых», пер вой пьесы, принесшей Лаврентьеву широ кое признание. Но произойдет это лишь через девять лет. В 1953 году раздвинется
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2