Сибирские огни, 1984, № 2
ге великого ученого и его сподвижников, отстоявших мир на планете. В ходе работы стало ясно, что говорить нужно не ТОЛЬКО' о подвиге учёных, но и всего народа. Одни ученые без опоры на народ, да еше в тяжелейших условиях войны, ничего сделать не смогли бы. В те годы Политбюро ЦК КПСС, отчетливо по нимая остроту задачи, путем жесточайшей экономии в военных условиях , создало все необходимое для научных изысканий. Пьеса должна быть о подвиге ученых—н ар о д а- партии. Нужно было раскрыть время, когда на чалось нелегальное соревнование СССР с А.мерикой. Время, когда Америка стреми лась диктовать свою волю всему миру, а нам необходимо было выбить оружие из ее рук. Когда Трумэн, этот недалекий политик, выскочка, уверял, что весь ХХ-й век прой дет под флагрм господства США. Когда придуман был подлейший ход —русские-де «украли», научную документацию. Когда трагически закончилось сфабрикованное «дело» Розенбергов (как все это напомина ет наши, дни! — Л. Б.). Своей, пьесой я хотел показать, что напрасно .Америка ки чится, будто бы только- ей под силу было сделать открытие. Создав атомную элек тростанцию в 1955 году, запустив в 1957 году спутник. Советский Союз доказал, что никакого отставания уже нет. Через все преграды, благодаря всенарод ной помоши, в условиях жесткой карточ ной системы, восстановительных работ, развернувшихся по всей стране, отечествен ная наука пришла к победе. Героический подвиг ученых, партии, всего советского народа раскрыт в «Человеке и глобусе» сложно организованной системой образов в динамичном, напряженном и увлёкатель ном течении событий этой пьесы-хроники Уже создан первый в мире атомный реак тор, ^испытана надежная гарантия от атом Н0.Г0 шантажа — сверхмошная водородная бомба, но мысль Бармина, прототипом которого стал Курчатов, устремлена к будущему; — Давайте думать о жизни,— говорит он.—Вернемся к науке на благо человека... Люди, никогда не забывайте Майданек и Хиросиму! Не будьте равнодушными, до верчивыми, слепыми. Нет счастья без борь бы. Полного счастья вам, друзья! Полного счастья... — В Челябинском театре и ,в «Красном факеле» режиссеры не поняли моего замыс ла: событийная канва пьесы не история создания атомного оружия. Не это глав ное. Ученые думали о мирном исполь зовании энергии атома, речь шла о совести ученого, р его ответственности перед ми ром. Стремительная и могучая научно- техническая деятельность человечества на поминает несущуюся лавину. Но люди, захваченные ею, хотят остаться людьми, и они, как никогда прежде, жаждут осознать свое предназначение,, свое будущее. Кто же есть человек? .Творец разумного, вла ститель техники или безвольное бездумное существо, подавленное нашествием машин? Еще в 16 веке Франсуа Рабле ' говорил; «Образованность без совести — страшный бич». Если сегодня ученый не думает о благе, если идеал, которому он служит, проклятие для людей, а не благодеяние, то этот ученый недостоин звания челове ка. Таков философский тон, заложенный в пьесе. Перед каждым ученым встает сегодня вопрос вопросов—с кем ты? С на-' родом или против?■ Так горячо говорил Виктор Владимиро- м ч о глубинном замысле своей пьесы. Перечитывая эти пятнадцатнлетней дав ности строки, я воспринимаю их как сегод няшние, и, право, хорошую услугу нашему обществу оказал бы театр, взявшийся именно сегодня за постановку этой пьесы стоящей и_^по сей день на передовы.х пози циях борьбы за мир, против атомного бе зумия. До сих пор мне не представлялось воз можности 'Рассказать об одной удивительно задушевной беседе с. Виктором' Владими ровичем, которая многое приоткрыла мне в этом в общем-то замкнутом человеке, ь ечь зашла о рождении писателя, выявле нии его призвания. Рождение человека и рождение в челове ке таланта — два события, которые, как правило, отделяются друг от друга значи-' • тельным отрезком времени. Но несомненно одно, детские и юношеа<ие впечатления на кладывают особый отпечаток ’ на сознание человека, которому суждено стать писате лем, когда бы он ни почувствовал своего призвания — в молодом или более зрелом возрасте. Способность как-то особенно обостренно видеть и слышать окружающий мир в деталях и в картинах, четко и на долго, нач всю жизнь запоминать то, что ускользает от внимания других— вот по жалуй, начало того, что принято опреде лять понятием литературный талант. Ранняя память вбирает в себя, кажется, все с какой-то необыкновенной и- ненасытной жадностью, без особых и нарочитых же лании, а' свободно ц естественно. Так как человек дышит, не замечая самого про- иесса дыхания. Но извлечь из писателя связный и после довательный рассказ о самых первона чальных истоках его тво|^ества — дело трудное и почти невозможное. Как прави ло. на прямо поставленные' вопросы следу ет ответ: но ведь обо всем, что было я уже написал, это же есть в моих произве дениях. И это сущая правда, потому что творческий акт писателя и состоит в'том что он переносит на бумагу накопленные в памяти запасы, где все слито в необыкно венно сложный сплав, где прошлое тесно переплетено с настоящим, где зрительные и слуховые восприятия подвергаются осо бому обогащению всей суммой знаний имеющихся в запасе у писателя. А знания растут день ото дня, год от года, накопле ние идет непрерывно, а в результате один и тот же жизненный факт осмысливается в разные годы с различной полнотой и глу- . биной. ^ . Виктор Владимирович твердо Убежден что самая настоящая биография 'писателя ЬЭбэ’!? беседы .. с в , д . Лаврентьевым 2 января
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2