Сибирские огни, 1984, № 2

Лоллий Баландин ПЬЕСЫ ВИКТОРА ЛАВРЕНТЬЕВА И ИХ СЦЕНИЧЕСКАЯ СУДЬБА К семидесятилетию со дня рождения Он был в числе самых репертуарных драматургов страны. Его пьесы с успехом шли на сценах МХАТа, Малого, имени Вах­ тангова театров Москвы, в театре имени Пушкина в Ленинграде. Его героям апло­ дировали зрители Киева, Николаева, Во­ ронежа, Вологды, Костромы, Ашхабада, ' Улан-Удэ, Владивостока... Его любили ста­ вить в странах социалистического содруже­ ства — в Чехословакии, Болгарии. Два го­ да подряд пьеса В. Лаврентьева «Чти отца своего» числилась абсолютным «лидером сезонов» — ее играли одновременно 111 теа’гров страны! выступая с содокладом о состоянии со­ ветской драматургии на II Всесоюзном съезде писателей, А. Корнейчук говорил; «За двадцать лет между съездами в драма­ тургию пришли писатели, чье мастерство уже окрепло и сформировалось. За послед- , ние годы выросла и талантливая писатель- ' ская молодежь: А. Макаенок, Д. Девятое, В. Лаврентьев, А. Салынский, В. Розов...» В ряду самых перспективных драматургов имя В. Лаврентьева называлось постоян­ но. А. Ажаев писал в «Литературной газе­ те»: «С чувством гордости за наш Союз назову имена Д. Гранина, В. Лаврентьева, А. Макаенка, Ф. Таурина, А. Салынско­ го...—'ЭТО только часть талантливого по­ полнения, которое с помощью Союза приш­ ло в литературу»'. Вскоре о Лаврентьеве заговорили уже как об опытном мастере, и не было театроведческой работы, где бы . не упоминалось имя драматурга, не анализировалось бы его творчество. Так продолжалось до середины 70-х го­ дов, почти два десятилетия. С 1969 по 1972 годы В. Лаврентьев возглавляет журнал «Театр», выступает не только как практик, но и теоретик театрального искусства. «По- 1 следние годы я живу предчувствием ново­ го качественного прорыва нашего сцениче­ ского искусства в еще малоисследованный мир души современника» — писал он и ут­ верждал, что предназначение истинного таланта, вслед за Чеховым и Горьким, «определить свое время, перекинуть мостик из настоящего в будущее». Совершить этот «прорыв» способны не вообще широко образованные люди, но «марксистско-ленин­ ски образованные таланты». В сплаве силь­ ного художественного таланта с глубоким философским мышлением виДел драматург путь к яркому, покоряющему творчеству И вот художник, задумавший осущест­ вить дерзновенный синтез Горького и Чехова, стремившийся «чеховскую тонкость совокупить с горьковской определенностью и обнаженностью» ^ внезапно умолкает — жестокая болезнь лишает его возможности осуществить задуманное. Одна за другой сходят со сцен театров его пьесы, рее ре­ же вспоминают о его творчестве театрове­ ды, наступает полоса забвения. Как дол­ го продлится она? воскреснет ли интерес к лаврентьевской драматургии? И в чем при-' чина наступившего «заговора молчания»?- Мне, как автору нескольких цтатей о творчестве Лаврентьева и монографии о нем, приходилось много раз встречаться с драматургом. Записи бесед заняли целую папку, многие материалы, естественно, не были использованы, но, думается, пред­ ставляют определенный интерес для по­ нимания и творческого своеобразия Лав­ рентьева и литературно-театрального про­ цесса в целом. Бывая на квартире у виктора Влади­ мировича, я всегда удивлялся не столько богатству его библиотеки, и не тому под­ черкнутому вниманию, которое хозяин уде­ лял произведениям философов всех направ- Лнтературная газета, 1954, 4 декабря. ' Л а в р е н т ь е в В. Предназначение талая> та. — Правда. 1970, 4^ августа. ' Из беседы с В. В. Лаврентьевым 21 февраля 1969 Г . Запись автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2