Сибирские огни, 1984, № 2
хателя, что «не надо ударяться в ’экопани ку» (вот и понятьице явилось новое!). Словом, налицо были все признаки де вальвации темы. Тот же А. Битов ирони зировал, что недавно неожиданный и нерв ный разговор перешел на модные рельсы, «словно и опасность остаться, без чего ды шать, как бы. и не опасность», и даже по резче выражение употребил: «Трагедия выродилась в светскую болтовню». Наверное, так, потому что, если посмот реть на преломление этой темы в поэзии, мы сначала увидим горькое рубцовское «Боюсь, что над нами не будет возвышен ной силы, что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом», потом изящную «Репли ку в экологической дискуссии» А. Бозне- сенского — Поглядишь, как несметно разрастается зло — слава богу, мы смертны, не увидим всего. Поглядишь, как несмелы табунки васильков — слава богу, мы смертны, не испортим всего,— а потом пойдут какие-нибудь удалые пла чи вроде вот такого припадания к истокам Ларисы Федоровой: Заметалися по жилам Вместе с кровью Городской Гены предков-старожилов, Неразлучные со мной... Город! Я твоя добычу. Сервисов твоих раба, Но меня сегодня кличет Прежняя моя судьба. Таким сочинениям не будет конца, и од нажды куйбышевский поэт Б. Сиротин со справедливым гневом напишет в ответ на все эти картинные признания и припада ния, на эту «светскую болтовню»: и вовсе уж постыдно на рыбалке, В ленивых водах лета отразясь. Потом твердить про этот подвиг жалкий И некую-ъоскреснувшую связь. Земле оставьте пыль ее и слякоть. Воде оставьте рябь ее и гладь. Оставьте нм права от вас отдельно плакать И перед ликом вечности стоять! Может, и критика тут не без вины, по тому что обилие клятв в «природном един стве» и поспешное пользование этим суще^ ственным понятием вызвало, наконец* в «Дружбе народов» резкую, открыто-по лемическую статью Л. Вильчек с симцто- матическим именем «Абсолют или палео лит», где автор, может быть, с излишним и отчасти высокомерным иронизмом гово рит о недопустимости «подменять действи тельные проблемы отношений человека с природой почвенническим романтическим мифом» и ,корит критиков за «прекрасно душный псевдогуманизм». Проза тоже часто шла «в открытую», сразу знала, как поэффектнее построить сюжет, и так энергично принялась за проблемы очистных сооружений, загрязне ния водоемов, утилизации промышленных отходов, сохранения заповедников, Что, по жалуй, ни один «рабочий» роман без этого уже не обходился. Своеобразной реакцией на эти городские тревоги была вся «дере венская проза», которая вспоминала дет ство, оплакивала судьбу «неперспективных» деревень, углублялась в анализ меняющего ся крестьянского самосознания, и все это делала с каким-то отчетливым противо стоянием, с попыткой самою консерватив ной тематикой напомнить об укоренен-- ности и целостности деревенского человека, о традиционной последовательности его сознания, об эволюционном здоровье, ко- • торому должно бы учиться и которое не обходимо наследовать. Об этом были книги Б. Афонина, Б. Белова, Б. Распутина, Б. Крупина, Б. Юровских, Ф. Абрамова, Б. .Можаева и т. д., и, наверное, они были искреннее, глубже и вернее в подходе, по тому что оставались в читательском созна нии именно они, а не крепкие, уверенные, легко экранизируемые «производственные» романы. Обида авторов таких романов на читательское непонимание скоро обнару жилась в энергичных статьях А. Прохано ва, который резко выговаривал в «Литера турной газете» и «Литературной учебе» «деревенщикам» за их консерватизм и сла вил «сверкание ртутных ламп» и «оснащен ное окулярами и удлиненное лучами рада ров» новое зрение. Но читатели стояли на своем, да сейчас еще, в пору как будто спада деревенской темы, по-прежнему не торопятся принимать «никелированную» ци вилизацию Проханова. Б этом сопротивлении угадывается, вер нейшее, не поверхностное понимание всей сложности экологических проблем, встав ших перед человечеством, а также сознание того, что решение этих проблем лежит совсем в иной плоскости, чем предлагае мые городскими романистами инженер ные решения вроде закачки промышленных отходов в подземные полости и т. д. А в какой именно — это, пожалуй, лучше проследить на опыте одного писателя, даже на опыте одной книги, дающей к тому хороший повод — я говорю о «Царь-рыбе» Б. П. Астафьева. Б 1975 году в вологодской деревне Сиб- ла, где тогда жил писатель, я читал нес колько первых глав этой книги, и уже на печатанных в разных журналах, и только написанных. Главная мысль, которая потом соединила в книгу эти очерки и рас сказы, часто еще была назывной, публици стически резкой. Происходило это потому, что первые рассказы книги рождались по прямому газетному поводу и с оглядкой на газетную действенность и строились. (В эту же пору известный очеркист И. Ва сильев писал о другом повороте проблемы не на сибирских, а на нечерноземных просто.рах: «Нормальное явление: дефицит красоты. Боремся за изобилие, о красоте подумать некогда...» И приводил пример, как на Псковщине в прекрасных местах сунули людей в болото, когда рядом, в трехстах метрах, высился сухой косогор с видом на озеро — тут деревняч и стояла когда-то, но, оказывается, сейчас продуктивные угодья под застройку занимать не разрешается,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2