Сибирские огни, 1984, № 2
географических открытий и материк был неведом, как Новая Гвинея. . А, может быть, наши художники «от крывали» такие земли именно тогда, когда в них возникала прямая потребность — когда память начинала тосковать по цель ности, по успокоительно-надежному, едине нию со всем й<ивым миром, которое нам всегда мнятся в прошлом. И кажется, всег да, с самого первого осознания проблемы взаимосвязи человека с природой, мы не избежно, хоть и бессознательно, оппониро вали западному толкованию этого диалога. Иронически точный П. Валери писал, на пример: «Самая наивная склонность — та, которая каждые тридцать лет побуждает открыть «природу»... Мысль о возвраще нии к девственному естеству исполнена опьяняющей . силы. Мы воображаем, что такая девственность существует. Но море, деревья, светила — и особенно глаз челове ческий,— все это искусственно» (подчерк нуто П. Валери). Возможно, для нас этой цикличности — тридцать лет — было еще не время, и мы открывали природу впервые, но скорее всего мы всегда относились к диалогу с ней без -благотворительного высокомерия. Вот мальчик у М. Пруста в эссе «О чте нии» не просто читает, а священнодейству ет на лужайке, радуясь дивной наполнен ности книжной реальности, и когда «пчела или луч солнца» заставляют его пересесть, он досадливо морщится и торопится укрыться от дня и света, от всего этого ликующего беспорядка, ради иллюзорной стройности книжной вселенной. А вот другой читатель на другой лу жайке — И. А. Бунин: «Я читал, жил чу жими выдумками, а поле, усадьба, дерев ня, .мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака — все жило своей собственной на стоящей жизнью, И вот я внезапно почув ствовал это и очнулся от книжного наваж дения, отбросил книгу в оолому и с удив лением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слы шу, обоняю — главное, чувствую что-то необыкновенно сложное, то глубокое, чу десное, невыразимое, что есть в жизни и во. мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах». Оба потом уже не забудут этого чте ния, но Пруст ртблагодарит тогдашние светлые часы книжных прозрений точней шей беллетризацией всей паутинно-слож ной жизни современного ему света, пост роив из нее цикл блестящих романов, а Бунин всю жизнь будет пытаться напи сать потрясшее его тогда внекнижное «не выразимое». Они вроде шли из одной точ ки, но в противоположные стороны. Если поглядеть примеры поближе во вре-- мени, то можно увидеть детский мир Ж.-П, Сартра, который в автобиографической книге «Слова» пишет: «Я не ковырялся в земле, не разорял гнезд, не собирал ра стений, не стрелял из рогатки в птиц. Книги были для меня птицами и гнезда ми... конюшней и полями». И отсюда у не го и вывод совершенно естественный: «Мир впервые открылся мне через книги, разжеванный, классифицированный, раз графленный, осмысленный... Вот откуда взялся во мне тот идеализм,' на борьбу с которым я ухлопал три десятилетия». А рядом его' младший' современник В. П. Астафьев с полноцветным «Последним по клоном», 'где как раз в изобилии и земля, и гнезда, и птицы, и конюшни, и поля. И тоже очень естественный вывод, который Астафьев мог бы записать в конце «По следнего поклона»: «вот,откуда взялся во мне тот реализм, здоровому делу которого я отдал три десятилетия». Внешне это как будто не имеет отноше ния ни к экогологии, ни к биосфере, а только к национально-мировоззренческим тенден циям, но именно внешне не имеет, а внут ренне как раз нерасторжимо связано. Мы действительно специально не думали, что человек— биологическое существо, но само это наше существо было умнее И .памятли вее сознания и чаще оглядывалось на природу. Во всяком случае русскому крестьянину никогда не надо было объяс нять этого — он всегда жил целостно-орга нической жизнью. И не только в давние времена, художественно-этическую память которых по крохам суммировал А. Афа насьев или открывал на Белрм море Мак симов, но и во времена самые недавние. 6 30-е годы Пришвин в «Жень-шене» пред ставлял такой опыт совершенной сопри- родности человека, что уже граница не только между животным и человеком, но и между живым и неживым в природе ка залась почти неуловима, и герой книги мог слышать сердце камня и понимать его как свое. Тогда же и позднее в книгах Плато нова дети разговаривали с жуками и чер вяками, а мужики с темнотой и звездами, так же, как пращуры у Афанасьева или как королевич Елисей у Пушкина, вопро шающий ветер и луну как наиболее зорких свидетелей человеческой жизни. Да и всегда, кажется, литература рус ская диалог этот держала в душе -и при удобном случае о нем напоминала. Если открыть сейчас, положим, тургеневскую рецензию на «Записки ружейного охотни ка» Аксакова, то окажется, что она на писана со всею остротою сегодняшнйй мысли и одною ■посылкой даже странно совпадает с замечанием Битова, словно они в один день друг за другом писали. «Человека,—^^писал тогда Тургенев,— не мо жет не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он -сын ее... Все мы только любим ■природу... но в этой любв-и часто бывает много эгоизма. А имен но, мы любим природу в отношении к нам; мы глядим на нее, как на пьедестал наш». Ну, сейчас, положим, это горделивое при тязание («Мы не можей ждать милостей от природы...») уже реже проявляется, во всяком случае, откровенно не демонстри руется, но замечание об эгоизме по-преж нему очень актуально, и уже этим статья хороша и важна. А далее Тургенев пишет: «Бесспорно вся она (природа.— В. А.) со ставляет. однр великое, стройное целое — каждая точка в ней соединена ' со всеми другими... и всё жизни сливаются в одну мировую^ жизнь,— это одна из тех «откры тых» тайн, которые мы все видим и не ви дим» (подчеркнуто мною.— В. А.). Вот оно — это близкое определение, почти до словно рифмующееся смыслом с битов- ским замечанием «Всегда было известно — никогда не знали»:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2