Сибирские огни, 1984, № 2
КРИТИКА ЛИТЕРАТНРОВЕДЕНИБ Валентин Курбатов «ЖИВАЯ ВОДА И ВЕЩЕЕ СЛОВО» Это название («Живая вода и вещее слово») я взял у' А. Афанасьева из его за мечательной книги «Древо жизни». Оно там определяет вполне конкретный ряд старых славянских верований и понятий, прежде всего заговоров в разного рода волхвований, в которых слово по властной силе уравнивается с жйвою водой и в устах сведущего человека способно вызы вать грозы или насылать сушь, исцелять недужных и поражать неправых. Но и вне главы с этим названием, в контексте всей старой русской жизни, осмотренной Афа насьевым, слово глубоко природно, вещно и веще, конкретно и метвфизйнно разом; оно — истинно живая вода повседневного существования... , После этой обновляющей и словно от мывающей зрение книги особенно остро видно, как далеки мы от первообраза на шей же корневой жизни, как удалены от осознания себя «определенной функцией биосферы», если воспользоваться выраже нием великого. естествоиспытателя и фило софа В. И. Вернадского. Впрочем, когда же было и сознавать себя «функцией биосферы», если само сло во «биосфера» мы услышали в обиходно доступном и житейском смысле едва ли более десяти лет назад? Существовало-то слово давно, и науке оно было привычно, но в ежедневный словарь оно вошло толь ко тогда, когда стоящее за ним понятие оказалось поставлено под угрозу. Как-то разом, может быть, с создания в 1972 году, после Стокгольмской эколоеи *.•, Да, человек есть башня птиц. Зверей вместилмще лохматых, В его лице — мильоны лиц Четвероногих и крылатых. И много в нем живет зверей, И много рыб со дна морей. Но все они в лучах сознанья Большого мозга строят зданье. Н. З а б о л о ц к и й . ческой конференции специально Програм мы СЮН по охране среды, слова «эколо гия» и «биосфера» вышли на страницы газет и вскоре обсуждались вровень с дру гими новостями, разве что более заинтере сованно, потому что земля, вчера беспре дельная . и неисчерпаемая, оказалась тре вожно-тесной, сузившейся до размеров до ма, в котором на исходе запасы, а попол нить негде. Мы живо и единодушно заго ворили, как писал А. Битов, «о том, что нас окружает, всегда окружало — о приро де, о том, без чего мы не живем — о воз духе, воде и пище. Эка невидаль! Оказа лось— невидаль. Невидалью оказался сам этот разговор...» И далее в развитие мысли еще один ее оттенок; «Что за новость; че ловек — биологическое существо? Что за новость — человек живет на земле? Всегда было известно — никргда не знали». Тут и правда все двоилось: «всегда было известно — никогда не знали». Ведь по то му же афанасьевскому «Древу жизни» видно, что еще в середине прошлого сто летия можно было- застать замечательные реликты природного существования чело века, еще вполне живо ощущающего диа логичность такого существования. Да что середина прошлого!— в десятые годы это го века, когда М. М. Пришвин ездил на Белое море и Мурман, он оставил в книге «За волшебным колобком» удивительное описание такой недвижно-полной, расти тельно-циклической, по временам года су ществующей жизни, вызывающей удивле ние, словно еще длилась эпоха великих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2