Сибирские огни, 1984, № 2

КРИТИКА ЛИТЕРАТНРОВЕДЕНИБ Валентин Курбатов «ЖИВАЯ ВОДА И ВЕЩЕЕ СЛОВО» Это название («Живая вода и вещее слово») я взял у' А. Афанасьева из его за­ мечательной книги «Древо жизни». Оно там определяет вполне конкретный ряд старых славянских верований и понятий, прежде всего заговоров в разного рода волхвований, в которых слово по властной силе уравнивается с жйвою водой и в устах сведущего человека способно вызы­ вать грозы или насылать сушь, исцелять недужных и поражать неправых. Но и вне главы с этим названием, в контексте всей старой русской жизни, осмотренной Афа­ насьевым, слово глубоко природно, вещно и веще, конкретно и метвфизйнно разом; оно — истинно живая вода повседневного существования... , После этой обновляющей и словно от­ мывающей зрение книги особенно остро видно, как далеки мы от первообраза на­ шей же корневой жизни, как удалены от осознания себя «определенной функцией биосферы», если воспользоваться выраже­ нием великого. естествоиспытателя и фило­ софа В. И. Вернадского. Впрочем, когда же было и сознавать себя «функцией биосферы», если само сло­ во «биосфера» мы услышали в обиходно доступном и житейском смысле едва ли более десяти лет назад? Существовало-то слово давно, и науке оно было привычно, но в ежедневный словарь оно вошло толь­ ко тогда, когда стоящее за ним понятие оказалось поставлено под угрозу. Как-то разом, может быть, с создания в 1972 году, после Стокгольмской эколоеи *.•, Да, человек есть башня птиц. Зверей вместилмще лохматых, В его лице — мильоны лиц Четвероногих и крылатых. И много в нем живет зверей, И много рыб со дна морей. Но все они в лучах сознанья Большого мозга строят зданье. Н. З а б о л о ц к и й . ческой конференции специально Програм­ мы СЮН по охране среды, слова «эколо­ гия» и «биосфера» вышли на страницы газет и вскоре обсуждались вровень с дру­ гими новостями, разве что более заинтере­ сованно, потому что земля, вчера беспре­ дельная . и неисчерпаемая, оказалась тре­ вожно-тесной, сузившейся до размеров до­ ма, в котором на исходе запасы, а попол­ нить негде. Мы живо и единодушно заго­ ворили, как писал А. Битов, «о том, что нас окружает, всегда окружало — о приро­ де, о том, без чего мы не живем — о воз­ духе, воде и пище. Эка невидаль! Оказа­ лось— невидаль. Невидалью оказался сам этот разговор...» И далее в развитие мысли еще один ее оттенок; «Что за новость; че­ ловек — биологическое существо? Что за новость — человек живет на земле? Всегда было известно — никргда не знали». Тут и правда все двоилось: «всегда было известно — никогда не знали». Ведь по то­ му же афанасьевскому «Древу жизни» видно, что еще в середине прошлого сто­ летия можно было- застать замечательные реликты природного существования чело­ века, еще вполне живо ощущающего диа­ логичность такого существования. Да что середина прошлого!— в десятые годы это­ го века, когда М. М. Пришвин ездил на Белое море и Мурман, он оставил в книге «За волшебным колобком» удивительное описание такой недвижно-полной, расти­ тельно-циклической, по временам года су­ ществующей жизни, вызывающей удивле­ ние, словно еще длилась эпоха великих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2