Сибирские огни, 1984, № 1
— Скоро Комсомольская,— говорит Костя,— Восемьсот километров пролетели, осталось чуть меньше. Бери пока — пей кофе. Ты чувствуешь-то себя как? В ИЛе-14 кабина не герметизирована, индивидуальных кислородных приборов то же нет. Самолет летит сейчас на высоте почти четырех километров, что по давлению кислорода соответствует уровню пяти километров в Евразии. Экипаж —люди, при выкшие к кислородному голоданию, но у «пассажиров», летящих на Восток, симпто мы горной болезни проявляются нередко уже в полете. Некоторые даже теряли соз нание и приходилось разворачиваться обратно в Мирный. Понятно, что каждый из кандидатов в «восточники» побаивается, а сможет ли он приспособиться к высоко горью? Тем более что никаких прогностических критериев отбора полярников для ра боты на антарктическом плато до настоящего времени не разработано, В практике деятельности первых советских экспедиций полярники, направляемые на внутриконтинентальные станции, и участники походов, проходили особую провер ку. В частности, проводились испытания в барокамере по максимальным требованиям (пребывание на’ «площадке» высотой около 5000 метров в течение 15—20 минут, соз дание резких перепадов давления и т. д.). Опыт показал, что большинство людей, пло хо перенесших эти испытания, не могут работать в высогорье Антарктиды. Однако были и люди, которые, очень плохо перенеся барокамеру, затем чудесно адаптиро- лись в реальных условиях, и наоборот, некоторых из «чемпионов» барокамеры врачи станции вынуждены были эвакуировать на побережье в Мирный. По этой причине предварительное предэкспедиционное тестирование в барокамере в конечном итоге совсем отменили. Но не вызывает сомнения, что исследования по прогнозированию уровня кратковременной и долгосрочной гипоксической устойчиво сти являются для антарктической медицины одними из наиболее актуальных. Их пла нирует ряд институтов, например. Институт физиологии и экспериментальной пато логии высокогорья АН Киргизской ССР. Определенный вклад в решение этой пробле мы должны внести и базирующиеся на характеристике индивидуально-типологических особенностей скорости реализации адаптивных реакций исследования нашего институ та, часть из которых мне предстоит выполнить на зимовке непосредственно на куполе Антарктиды. Голова не болит?— продолжает допытываться Костя. Нет, все будто бы нормально, даже подозрительно нормально. Только нестерпи мо хочется есть. И хотя в медицинских пособиях таких симптомов горной болезни не описано, осторожно делюсь своими опасениями с пилотами. — Проголодался, говоришь?— басовито смеется Афонин.— Значит, прекрасно. Так где-нибудь и запиши у себя, док, наш практический опыт: проголодался человек в полете на Восток — на станции будет чувствовать себя хорошо. _ Не знаю, подбадривал меня Виктор, или его наблюдение действительно не лише но здравого смысла, но по отношению' Ко мне, по крайней мере, оно оправдалось на все сто процентов. — Ты пойди поешь,— говорит Афонин второму пилоту,— а мы с доктором пока цорулим. Садись, док, за штурвал. Машину-то водишь? Конечно же, это была шутка. Но я действительна посидел в кресле второго пи лота, подерясался за рычаги и посмотрел за действиями Афонина, специально выклю чившего автопилот и сделавшего несколько маленьких разворотов над трассой поход- ников. Однако шутки шутками, но самолет, пожалуй, единственное транспортное средство в Антарктиде, которое я не научился водить за зимовку. Во вре мя работы на станции довелось освоить и тяжелый тягач, и легкий гусенич ный транспортер, и американский снегоход. А когда «катали» аэродром, гото вясь к прилету самолетов, поработал и на бульдозере. Спасибо- начальнику станции: Олег Николаевич всегда был твердо уверен, что ненужных для полярника профессий в Антарктиде не существует, а потому каждый должен освоить по возможности боль ше «полярных» специальностей. И сам показывал пример, являясь по-настоящему не заурядным универсалом. Для врачей же он считал желательным кроме профессио нального мастерства, как минимум, уметь готовить и работать на всех видах тран спортных машин. Думаю, что советы Струина очень пригодились впоследствии нашим врачам Леше и Виталию, которые участвовали в «сезонных» походах исследователь- ских отрядов в качестве врачей-поваров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2