Сибирские огни, 1984, № 1
воздушный путь на Восток проложил начальник Первой Комплексной антаркти ческой экспедиции (так раньше назывались советские янтарктические зкспедиции), М. М. Сомов. 24 февраля 1956 года на самолете ИЛ-12 ^сомандир И. И. Черевичный) он совершил дальний рекогносцировочный полет в район Южного геомагнитного по люса и обнаружил, что высота материка здесь достигает 3500 метров. В тот же период на легком самолете АН-2 был выполнен полет с посадкой на расстояние примерно 500 километров от береговой черты, где высота ледяного купола оказалась равной окОло 3000 метров над уровнем моря. Участник этого полета А. М. Гусев вспоминает; «Признаться, мы не ожидали столь суровых условий погоды на ледяном куполе уже в начале антарктической осени.,Мы вылетели из Мирного 6 марта при температуре воздуха 4 градуса мороза, а на куполе температура была равна 48—52 градусам мороза. Посадка и взлет, запуск самолета после стоянки были невероятно трудными. Во время взлета при ударе лыжи о высокий заструг стойка ее пробила фюзеляж и вышла в кабину». Итак, полеты на купол материка оказались тяжелыми, но принципально возмож ными. Выдержит ли условия антарктического плато наземная техника? Уже в Первую экспедицию было принято решение отправиться в глубь материка. Санно-тракторный поезд вышел из Мирного 2 апреля и за месяц прошёл около 400 километров. «Надол го у участников похода останется в памяти такая картина: ночь, ветер бушует над ледяной пустыней, снег, поднятый им, несется над поверхностью и космами взметает ся над застругами; в вихрях снега едва различимы неясные контуры трактора и тя нущихся за ним саней; два мутных светлых пятна фар выползают из тьмы, слышен натруженный гул мотора, а впереди в свете фар видны две человеческие фигуры, связанные веревкой, с ледорубами в руках, они круто качнулись навстречу ветру и, проверяя путь, упорно шагают в неизвестность...» 8 октября 1957 года из Мирного вышел санно-гусеничный поезд для создания внутриконтинентальных станций Комсомольская и Восток. Возглавлявший этот поход начальник Второй экспедиции А. Ф. Трешников в своей книге «Антарктика» вспомина ет; «Труден и опасен был путь в глубь континента. Сильные встречные ветры на склоне, рыхлые сыпучие снега на ледниковом плато, разреженная атмосфера, морозы до 50—70 градусов затрудняли продвижение к цели. Летчики, используя редкие по гожие дни, доставляли в промежуточные пункты горючее, запасные части для выхо дящих из строя тягачей». Участник этого похода, спецкор «Правды» Анатолий Введенский писал: «В девять часов тридцать минут вечера все мы выстроились возле главной мачты. Прозвучала команда: — Начальнику станции Восток поднять Государственный флаг Советского Союза! Едва флаг на мгновение замер, Алексей Федорович провозгласил: — Советскую Южнополярную станцию Восток на Южном геомагнитном полюсе объявляю открытой! Коллективу станции приступить к регулярным научным наблю дениям в соответствии с программой Международного геофизического года...» 16 декабря 1957 года станция Восток, расположенная в 1410 километрах от Мир ного на высоте 3500 метров над уровнем моря, в районе Южного геомагнитного по люса, была открыта и работает с тех пор в этом самом суровом и труднодоступном месте нашей планеты. Первый из оставшихся на зимовку коллективов станции возглавил один из самых известных советских полярников В. С. Сидоров. Выполнивший свою задачу — поход, 31 января 1958 года вернулся обратно в Мирный, пройдя за 85 суток 3850 кило метров. Неожиданно самолет вырвался из снежной кутерьмы, и открылась залитая ярким солнцем бескрайняя равнина с едва видными волнистыми контурами сугробов-застру гов. С самолета они выглядят совсем безобидно, но, по образному выражению поход- ников, «часовая езда по метровым застругам вытрясывает всю душу». А ведь до Во стока им идти полтора месяца! Самолет ложится на правое крйло, и минуты через три вновь выпрямляется. Оза боченный штурман склоняется над картой еще ниже, а Афонин оборачивается и бро сает: «Всем смотреть трассу!» Транспортные походы и- самолеты идут- на Восток до одному и тому же пути.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2