Сибирские огни, 1984, № 1

до и Амундсен-Скотт, расположенная на Южном географическом полюсе, француа- ская станция Дюмон-д’Юрвиль, австралийские — Моусон и Дейвис, английские — Халли-Бей и Шеклтон и японская станция Сева. В последующем некоторые страны (Норвегия, Бельгия, Аргентина, Англия и Чили) закрыли ряд станций, но большинст­ во стран не только продолжает научные исследования на своих базах, но и открывает новые станции. К началу 1979 г. в Антарктиде действовали 6 советских научно-исследовательских станций: Мирный, Восток, Новолазаревская (открыта 18 января 1961 г. в оазисе Ширмахера), Молодежная (главная база со*ветских антарктических экспедиций, от­ крыта 22 февраля 1962 г. в западной части Земли Эндерби), Беллинсгаузен (открыта 22 февраля 1968 года на острове Ватерлоо) и Ленинградская (берег Отса, открыта 25 февраля 1971 г.). На краю гигантского шельфового ледника Фильхнера-Ронне (по­ бережье моря Уэделла )в летний период функционировала сезонная база Дружная. На всех этих станциях и предстоит работать коллективу Двадцать четвертой Со­ ветской антарктической экспедиции. Кроме того, на берегу моря Амундсена плани­ руется открытие новый советской станции — Русская. ДНЕВНИКИ ЬЧичего не доверяйте своей памяти, нЛо память становится ненадвжным хранителем, когда за одним интересным предме­ том следует другой, еще более интересный. Ч а р л ь з Д а р в и н. В семь утра нас будит рассерженный хрипловатый бас: — Особому вниманию членов экспедиции! Иллюминаторы в каютах должны быть задраены на «глухари». Преступную халатность допускают члены экспедиции кают 304, 322 и 202, у которых при обходе по судну были обнаружены открытые иллюми­ наторы. Этим самым они подвергают опасности и себя, и всех находящихся на борту судна. Исходя из Международной конвенции по спасению человеческой жизни на мо­ ре, все иллюминаторы судна должны быть задраены на «глухари». «Глухарей» у нас в каюте нет, поэтому продолжаем безмятежно лежать. Да и вставать не очень хочется: судно то и дело вздрагивает от ударов волны, очень силь­ но качает, и мы, как тряпочные куклы, переваливаемся на диванах с ног на голову, с правого бока на левый, а каждые десять секунд падаем вместе с теплоходом в оче­ редную яму. Мы с Виталей чувствуем себя (тьфу-тьфу) прекрасно, чего не скажешь о многих других ребятах. Из «восточников», например, лежат «вповалку» Петя Ильин и Володя Карпюк, а к ним вскоре присоединяется и воспрянувший было духом Леша Елдышев. От Монтевидео судно идет всего два дня, но температура воздуха с плюс трвд- цати упала до плюс восьми, такую же температуру имеет вода за бортом, волнение моря восемь баллов. Справа — берега Огненной Земли, которые немного прикрывают «Башкирию» от ветра. «Старички» со вкусом обстоятельно повествуют, что ожидает нас в «ревущих сороковых» и в «неистовых пятидесятых», то есть в проливе между южной оконечностью Америки и Антарктидой, куда сейчас направляется теплоход. Вечно бушующие свинцово-серые воды этого пролива, названного именем английского пирата Френсиса Дрейка, чей корабль «Золотая лань» попал в неистовую бурю и был вынесен к югу от Огненной Земли, снискали себе печальную славу. На берегах проли­ ва нередко можно найти истлевшие обломки судов — немых свидетелей кораблекру­ шений и гибели отважных мореплавателей. «Башкирия» направляется на станцию Вбллинсгаузен, до нее осталось всего во­ семьсот миль. «Восточники» ломают голову над тем, в чем выходить на берег. Дело в том, что в экипировку полярников всех станций входят резиновые сапоги — наиболее подходящая обувь для условий наступившего сейчас в прибрежной Антарктиде весенне­ го половодья. На Востоке и летом температура около минус тридцати, поэтому никакой другой обуви, кроме унтов, зимовщикам не выдают. Забывая при этом, что на Восток надо еще попасть, а перед этим можно неопределенно долгое (зависящее от погоды) время просидеть в том же Мирном, где залитые талой водой наезженные тягачами глубоченные колеи и различного рода ямы-ловуп1ки не оставляют никаких надежд рискнувшему пройти без сапог, •а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2