Сибирские огни, 1984, № 1

цы батальона аэродромного обслуживания (среди них много женщин), и им пришлось в последние дни войны оказаться на самом переднем крае. Критик дает высокую оцен­ ку этому произведению, указывая, что ав­ тор создал в нем своеобразную картину войны, показал, как война драматично отозвалась в судьбах женщин, как иско­ веркала естественную тягу людей к счастью, любви, семье. Эта повесть о той большой цене, что заплатил наш народ, каждый советский человек за великую По­ беду. Критические очерки Н. Тендитник, сце­ ментированные единой актуальной пробле­ мой, далеки от просто «краеведческого» ис­ следования. Эта книга во многом отража­ ет существенные тенденции сегодняшнего литературного процесса. Этот материал, ве. роятно, требует еще дополнительного ос­ мысления, шлифовки, углубления. Но соз­ данное Н. Тендитник и сейчас зрело по мысли, остро, привлекает новизной, осно- вательность(р, Б. ЮДАЛЕВИЧ В.' Полггоракин. На пят.и этажах и вокруг. Повесть. Омское кн. изд-во, 1982. «Дом художников — пятиэтажное зда­ ние, плоское и серое, с огромными окнами и тупоугольным фронтоном, укрывающим односкатную крышу; на фронтоне же и единственное украшение фасада — гипсовая маска Давида с атрибутами искусств...» — так начинается повесть омского писа­ теля Владимира Полторанина, и ее дейст­ вие как раз и происходит в пятиэтажном Доме художников, а порой и вокруг, в тех квартирах, где они живут. О художниках В. Полторанин пишет не впервые. Но если предыдущие повести «Художники» и «Диана» в Сибири» перено­ сили читателей в далекие времена граж- данской войны, то время действия нового произведения — шестидесятые годы. Началось все с того, что в\ один из лет­ них дней произошло три события; «Пер­ вое: к художнику Алексею Метелину при­ летела сестра Лариса. ^ Второе: маляр и ночной сторож Дома- художников Петр Андреевич Штучный опрокинул себе в сапог банку столярного клея. И третье, самое, конечно, важное: про­ шел слух, что Потап Остапович Оглухов, бывший директор местного отделения Ху­ дожественного фонда СССР, проспавший в больнице чуть ли не пятнадцать лет, нако­ нец-то проснулся». По такой завязке можно, подумать, что мы имеем дело с сатирическим или комиче­ ским произведением (к тому же, эпигра­ фом к повести взяты слова Де Сика: «Смех над собой — признак душевного и социального здоровья». Однако новую по­ весть В, Полторанина можно назвать са­ тирической лишь отчасти. В ней много смеха, порой едкого, порой беззлобного. Но он лишь фон происходящего. А происходит по сути дела расследование двух давних Г преступлений. Во-первых, над Ларисой когда-то злобно подшутили — привязали к кладбищенско­ му кресту. Двое хулиганов были найдены, но третьего они назвать отказались, и имя его до сих пор неизвестно. Во-вторых, когда-то за подделку обли­ гаций государственного займа был осуж­ ден работник Худфонда Василий Тонконо­ гов. Своим сообщником он назвал Оглухо- ва, к тому времени уже спящего. И вот те­ перь Оглухов проснулся, и всех интересу, ет: преступник ли он, а если нет, то кто тогда этот преступник? Значит, повесть В. Полторакина — де­ тектив? Опять же нет, хотя некоторые элементы этого жанра в ней тоже есть. Мы имеем дело с произведением, хотя и , небольшим по объему, но сложным и многоплановым. Герой, от лица которого ведется повест­ вование,— писатель. Скоро юбилей, и ему поручено написать историю местных отде­ лений Союза художников и Художествен­ ного фонда. Он заходит в мастерские, раз­ говаривает с десятками людей, многих из которых знает давно. Его даже специально приглашают присутствовать при той или иной ситуации. И, шагая вслед за ним, чи­ татель знакомится с людьми самыми раз­ ными — повесть населена очень густо. Все эти люди вовлечены в круг событий необы­ чайных, событий, высвечивающих их ха­ рактеры, обнажающих их страсти. Плюс к тому — это люди творчества, искусства, а следовательно, люди особо ранимые. Что и говорить — такая ситуация может ока­ заться весьма плодотворной для писателя. Так и получилось; В. Полторакин пишет своих героев крупными, смелыми мазками, зримо рисует их внешний облик, четко и ярко индивидуализирует речь. Многие из действующих в повести людей запомина­ ются своей колоритностью, непохожестью. Чего стоит, например, фигура старейшего художника Игната Павловича Алабаты — вечного труженика, весельчака с громопо­ добным голосом? Писатель не жалеет са­ тирических красок, представляя нам дема­ гога и графоманку Пелагею Савельевну, ныне безобидную пенсионерку, а когда-то грозу всех местных художников. Есть в повести и еще один герой — это прошлое. «Дела .минувшие вовсе не 'на свалке,— читаем на одной из страниц,— они лежат в памяти каждого, как лежит на дне озера осевший ил; пока его не потревожишь, он кажется плотным, как цемент, а тронул — пойдет расползаться дымными клубами». Воспоминания о прошлом неотступно следуют за многими из героев. Иногда они печальные, иногда грозные, но всегда по­ могающие взглянуть на себя сегодняшнего. Даже пресловутая Пелагея Савельевна говорит, думая о своей прожитой уже жизни: «Сколько зла оставила я по чу­ жой воле, а ведь могла бы добра столько же вместо зла оставить». И, конечно же, на каждой странице при­ сутствует искусство. Оно в разговорах, в делах, в мыслях героев. Им измеряется их жизнь. А. ЛЕЙФЕР,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2