Сибирские огни, 1984, № 1
робно анализирует ранние веши В, Распу тина, сборники его очерков и рассказов «Костровые новых городов», «Край возле самого неба», «Человек с этого света». Не забывает она и очень интересную страни цу в творчестве А. Вампилова — его лири ческие, «мемуарные» очерки «Прогулки по Кутулику», в которых писатель рассказал о своем детстве, а также его сборник юмо ристических рассказов «Стечение, обстоя тельств». В. Распутин, А. Вампилов— признанные мастера, чьи произведения вобрали в себя и новую тематику, и новую проблематику. Н. Тендитник заостряет внимание на са мых важных моментах их поэтики. Так, говоря о прозе В. Распутина, она просле живает органичную связь героев его книг с сибирской землей, сибирской деревней, устанавливает прототипичность некоторых образов, выявляет автобиографические мо тивы. К лучшим страницам очерка относят ся рассуждения критика о работе В. Рас путина над языком. «Нельзя сказать,— очень верно замечает критик,— что язык прозы В. Распутина есть... копия народно го слова. При всей кажущейся естествен ности, разговорности его произведений, которая как будто в готовом виде взята из жизни, она, эта проза, чрезвычайно не проста именно как искусство пользования народной лексикой». Критик пытается рас крыть богатое разнообразие оттенков рас путинского слова, обратить слух читателя к живому звучанию сибирских говоров в его произведениях, указывает на подлин но национальную основу языка произведе ний сибирского мастера. Справедливо утверждение исследователя, что в прозе В. Распутина огромное значе ние имеют и традиции фольклора, что пи сатель не просто «использует» фольклор, отдельные приемы и формы устного народ ного творчества. Фольклор понимается им, считает Н. Тендитник, как часть народного духовного бытия. Вот почему в прозе В. Распутина фольклорный образ нельзя отделить от текста, «он представляет со бой часть его плоти». ' Не менее существенны и любопытны наб людения критика над пейзажами и пейзаж ной темой в произведениях сибирского ху- ' дожника, размышления о природе трагиче ского на примере финала повести «Живи и помни», о публицистическом начале в по вести «Прощание с Матёрой». Содержательная, цельная начальная гла ва о В. Распутине как бы задает тон по следующим очеркам «Мастеров». Сегодня много пишут об Александре Вам- , пилове, о его светлом даре сочинителя пьес, драматурге «по дыханию и кровообраще нию». И то, что сказала Н. Тендитник о нем, очень ценно прежде всего соединением человеческого и гражданского образа писа теля с его литературным трудом, с его за мыслами, любимыми героями, стремлением к простым, немеркнущим истинам земного бытия — доброте, состраданию, гармонии, совершенству. Критик, анализируя своеоб разие творчества А. Вампилова, его драма тургическое наследие, выявляет ряд веду щих черт, эстетических принципов. Она го ворит о чеховской «манере», о лиричности, о сказочной традиции в воссоздании опре деленных характеров. Говорит и о сЪедиые- НИИ в пьесах А. Вампилова (к примеру, в «Старшем сыне») традиции классической драмы с приемами смеховой культуры. Правда, этот тезис представляется несколь ко спорным, требующим дальнейшей раз работки. Отмечая особенности вампиловской поэ тики, исследователь выделяет и такой важ ный вопрос — роль ремарки в драматурги ческом произведении. Она подчеркивает: «Молодой драматург по-своему -понимал назначение ремарки. Уже в ранних его пьесах она направлена не на уточнение де талей интерьера или сценического поведе ния, а в глубь характера». Подробно разбирает Н. Тендитник ост рую, сложную драму «Утиная охота». Кри тик с разных точек зрения комментирует эту пьесу, размышляя о сатирической заост. ренности образа главного героя Зилова, что являет собой, по мнению Н. Тендитник, «феномен паразитизма и бездуховности». В. Распутин сказал о своем друге: «Ка жется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, чело век, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях...» Н. Тендитник в своем литературном пор трете сумела передать эту боль писателя за человека, гуманистический пафос его прек расной драматургии. Творчество А. Зверева и Д. Сергеева не столь широко известно, особенно в сравне нии с произведениями А. Вампилова и В. Распутина. Однако эти писатели имеют полное право быть представленными в книге «Мастера». Их путь к зрелым произ ведениям был весьма долгим, но завоеван ное в литературе — прочно, оригиналь но. Лучшие их произведения отразили слож ные конфликты, в них запечатлены черты времени, видна правда характеров. В кни гах А. Зверева и Д. Сергеева чувствуется большое знание жизни, разнообразный жизненный опыт авторов. За плечами Алексея Зверева — годы коллективизации, участие в боях под Кур ском и Орлом, на Украине. После оконча ния Великой Отечественной работа в шко ле, а затем трудный этап первых литера турных шагов (в весьма зрелом возрасте!). Критик внимательно, заинтересованно про слеживает становление художника, обрете ние им высот мастерства. Особо в этом плане выделяются повести «Гарусный пла ток» и «Выздоровление». Исследователь находит в этой «обыкно венной» прозе и глубины психологии, и точно выписанные характеры, тонкость чувств, мастерство скупых, но выразитель ных пейзажей. Главное, что отличает эти повести, указывает критик,— достоверность пережитого, реальность повествуемого, большая «нравственная обеспеченность» изображаемого. Дмитрий Сергеев ушел на войну со школьной скамьи в октябре 1941 года. По беду Д. Сергеев встретил недалеко от Бер лина, «немного западнее его» — его часть обороняла аэродром, куда рвалась «разби тая и потрепанная немецкая группировка». Пережитое, увиденное своими глазами, запавшее навсегда в сердце явственно ощутимо в главной книге Д. Сергеева — повести «Позади фронта». герои -ь- бой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2