Сибирские огни, 1984, № 1
к войне ему необходимо для того, чтобы из тех суровых и героических лет присталь ней вглядеться в настоящее и осмыслить пережитое. Илларион Толконкж видел войну и из солдатского окопа, и с командного пункта, и поэтому рассказ о ней он ведет досто верный и откровенный, показывая и ее святую справедливость, и героику, и тра гизм. Вот лишь несколько строк из стихо творения «Два солдата»: ...Они. сразив один другого. Смешали ненависть веков В одной застывшей луж е крови • Из двух Горячих ручейков. Звала пылающая хата На штурм немецких батарей. Лежали рядом два солдата — Два сына разных матерей. Для русской матери утрата Свободу Родине несла. А мать немецкого солдата Его с трофеями ждала... Беспощадная правда очевидна сочетает ся в стихах с самой высокой неподдельной гражданственностью, а чувство патрио- . тизма — с ' чувством интернационализма. Советская поэзия всегда сочувственно отзывалась на страдания и боль не только своего народа, но и других народов мира и выступала в их защиту. Ибо для совет ских людей, как сказал К. Симонов, чужо го горя не бывает. И эту же мысль, но выраженную по-своему, мы находим в сти хах Иллариона Толконюка: «И мне в непримиримом споре, где высший прин цип — кто кого, чужое маленькое горе больней большого своего». Война ожесточает людей, но советский солдат, от имени которого имеет право говорить поэт, в самых жестоких ее условиях никогда не терял своего мораль ного облика. и я за жизнь с врагами воевал И. может быть, суровым был когда-то. Но я детей врагов не убивал И не позорил имени солдата. Нравственны и благородны эти слова. И каким же разительным контрастом на их фоне звучит недавно облетевшее мир сообщение о том, что в Бейруте найден труп матери с нерожденным ребенком, котор^лй был отделен от ее тела ножом израильского вояки. Поистине «несчастна и безрадостна та мать, что родила наемно го убийцу». Но на собственном опыте поэт убедился, что зло, испытания — преходящи, а мир, окружающий нас,—вечен и добр. Душа лирического героя И, Толконюка не огру бела, не очерствела. «Но я послов.ище не верю,— говорит он,— что бог бандит, а люди — звери. Люблю людей, не верю в бога. Борьба с в.рагом— моя., дорога». ' «Любая смерть меня бросает в дрожь и радует рождение ребенка». И, может быть, не очень легко объяс нить, почему души людей, прошедших жес токое горнило войны, ранимее, чувствитель нее и к радости, и к горю, но это факт, с кото рым мы встречаемся ежедневно. Каждый из них, искореженный металлом, но выжив ший, всю оставшуюся жизнь задает себе тот же вопрос, что и поэт в стихотворении «Прощения прошу»: «По какому приговору меня в живых оставила война?». И каждый из нгих переживает глубоко личное, выстра данное чувство вины за то, в чем, но здравой логике, никакой его айны нет — чувство вины за погибших. Со.ветская , поэзия не могла этого не заметить. И вы ражение этого чувства нашло достойное место в классических строчках .А. Твар довского: «Я знаю, никакой моей вины...» Об этом же говорит и Илларион Толконюк: Мне повезло, что в двадцать миллионов, Победу оплативших, не вхожу. И я у них. хотя и не поименно. За жизнь свою прощения прошу. Мне кажется, что из героев кто-то, Не вышедший из смертного огня. Закрыл собою амбразуру дзота. Из которой целились в меня. Строки эти — не перепев и не дань лите ратурной традиции, а прорвавшаяся нару жу боль солдатской души. Но не только тема войны звучит в книге «Дальняя дорога». 'В ней читатель найдет раздумья о сущности жизни и творчества, о смене поколений, стихи о природе и любви. Причем он несомненно . обратит внимание на использование автором самых тонких приемов поэтического творчества, которые делают стихи образными, запо.ми - нающимися. Обращаясь к пистолету, своему военно му спутнику, автор говорит: «Дай осмот реть глазное дно ствола... Да, мы, пожа луй, оба постарели: залысины на стали и виске». А вот строки из стихов о природе: «Непроницаемым покоем окрестный лес заполонен, скорбя над сброшенной листвою, как у приспущенных знамен». Поэт умеет очень просто, но точно ска зать , такое, что хочется, потом повторять: «Пока традиция крепка копить и отдавать, ни в головах, ни в рюкзаках не будет убывать». «'В кого проникнет вирус лести, тот не заботится о чести». «Создала чело века природа и не может его обуздать». Во многих лирических стихах ощущается тяготение поэта к фольклору, их напев ность. Читая книгу, убеждаешься, что солдат и поэт — два душевных призвания Илларио на Толконюка, которые дополняют друг друга. И не прав был один из в.идных со ветских поэтов, когда-то сказавший, что ар мия забрала у литературы поэта Илларио на Толконюка. Напротив, есть все основа ния считать, что армия подарила литерату ре еще одного прекрасного поэта фронто вого поколения. ВИКТОР ДЗЮБА. Н. Тендитник. Мастера. Иркутсьс, Вост.-Сиб. кн. иэд-во, 1931. Эта книга посвящена творческому пути Александра Вампилова, Валентина Распу тина, иркутских прозаиков Дмитрия Сер геева и Алексея Зверева. Прежде всего хочется отметить доско нальное знание критиком исследуемого материала. (В скобках нельзя не сказать, что некоторые столичные «специалисты» сибирской литературы, «первооткрыватели» иркутских «звезд», на самом деле плохо знают творческий путь и А. Вампилова, и В. Распутина. В- частности, эти критики совершенно не представляют, как входили молодые иркутяне в литературу, что они создали до появления своих широко из вестных произведений.) Н. Тендитник под
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2