Сибирские огни, 1984, № 1
рах дело, не только в том, что «ужчванпе» было как бы частной задачей человека. Американцы так же осваивали Дикий'За пад во времена, ■ когда отдельные семьи, частные отряды энергичных авантюристов, словом, представителей «народа и обще ства» без особой поддержки государства на первых порах — скорее, оно шло за ни ми — с кольтами и винчестерами двинулись к Тихому океану, предавая огню и мечу индейцев и бизонов. Так что дело в нацио нальном складе, в натуре народной, на которую в своей практике опирается госу дарственность и с которой поэтому вынуж дена считаться. Культ и ореол хищной ро мантики над лихими головами шерифов, ковбоев, конкистадоров у нас не сложился, хотя мы осваивали просторы несравнимо большие... Именно так понимал нашу исто рию Сергей Есенин, вспомним строки из «Пугачева». Когда Тамбовцев приказывает казакам, «кто любит свое отечество», бро ситься в погоню за откочевавшими на Во сток киргизами, то казаки твердо отвечают ему: Он ушел этот смуглый монголец. Дай же бог ему добрый путь. Хорошо, что от наших околиц ^ Он без боли сумел повернуть... ■Недаром Леонид Мартынов, объективно споря с «завоевательной концепцией», пи шет в 1930 году стихотворение «Ермак», в котором его герой рыхлит мечом кусочек земли, чтобы посеять на ней горсть пшени цы: Земля на меч налипшая жирна: . в ней кровь, в ней пепел от лесных ' пожаров. — Кольцо! Достань-ка горсточку зерна, немолотое есть у кашеваров. Глядят на атамана казаки и пленники — праправнуки Батыя. Летят из атамановой руки в сырую землю искры золотые. Русские и Восток — с одной стороны, американцы и Дикий Запад, англичане и Британская империя, французы и Африка — с другой, вот два противоположных пути рождения многонациональных обшин чело веческих. Не потому ли индейцы существуют в нынешней Америке как миф? Не потому ли развалилось Британское «содружество наций»? Не потому ли арабская А^щика выгнала французов обратно за море? А русский человек, начав несколько веков тому назад незаметную работу по созданию величайшей страны с семьюдесятью наро дами, достиг в мировой истории невидан ного. В Северной Америке ко времени появле ния там англичан было два миллиона ин дейцев. К началу XX века их число умень шилось в 10 раз. А в нашей Сибири писцо вые книги в это же время говорят о не уклонном росте коренного населения. Ни одно племя не пропало, не затерялось, не исчезло с лица земли со времен, когда Ермак перешел Каменный пояс! /Ни один язык не стерся и не вымер на протяжении нескольких веков! «И назовет меня всяк сущий в ней язык»,— с человеческой муд ростью сказал русский поэт. А поэт англий ский, певец Великой Британии, в анало гичной ситуации произнес другие слова, полные высокомерия и равнодушия к другим народам: «Земля, где английский солдат лежит,— Англии принадлежит». Рус ский человек прежде всего подумал бы не о солдате, а о крестьянине. Потому что мир ное врастание всегда надежней, чем воен ный захват. Потом бы он подумал, что принадлежит эта земля всем, кто на ней живет, и в первую очередь ко ренному ее народу. Обжить, врасти, принесть охотничьим и кочевым пле менам земледелие, оседлый быт, науку, культуру, письменность — вот чем на про тяжении веков русский человек завоевывал сердца вогулов и якутов, бурят 'и чукчей. 168 Так что совет «Не дорожи, Россия, ерма- ками* — весьма наивен и антиисторичен. Народ дорожит. Иначе он не сложил бы исторических сказаний о нем, собранных легендарным Киршою Даниловым. Иначе бы не запел великую песню о его гибели. А с народом — Не поспоришь. Ленин, об разу которого Сулейменов посвящает свою «антиермаковскую» поэму, наверное, доро жил Ермаком, потому что писал в свое время: «...Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский». А в том, что он «на шенский», историческая заслуга многих лю дей и поколений, в том числе и Ермака Ти мофеевича, так как на голом месте не вырастает ничего, и наше великое интерна циональное содружество стало возможным лишь потому, что для него усилиями этих поколений и этих героев была, подготовлена богатая материальная- и духовная почва. Отрывать' идеи интернационализма от ре альной истории — дело неблагодарное... Надо сказать, что это испытание Сибирью было для России нелегким делом. Оно .потребовало от нации, не принося ей ско рых экономических или политических выгод (скорее, наоборот — осложняя ее жизнь!), предельного напряжения физических сил, оно неизбежно отвлекало ее от окончатель ного обустройства коренных земель, оттяги вая на Восток наиболее сильную и деятель ную часть народа. Но тем не менее люди разными путями текли в Сибирь, потому что их властно влекли туда две силы, два полюса сибирской жизни: каторга и воля... Оба эти полюса властно живут в стихах поэтов всех времен, представленных в настоящем сборнике. Сибирь — каторга... Но не только! Ее громадные просторы — это же и воля великая, где есть развернуться русской на туре! Это же и залог надежды на свобод ную жизнь, бегство от крепостничества, от неволи. Недаром же самый свободолюби вый и самый сильный элемент русского народа искал волю в казачестве и в Сиби ри! А на этой воле предоставленные сами себе люди творили чудеса, как быьмы сей час сказали, трудового героизма. Помните у Некрасова в поэме «Дедушка»: Горсточку русских сослали В страшную глушь за раскол. Волю да землю им дали: Год незаметно прошел — Едут туда комиссары. Глядь уж деревня стоит, Риги, саран, амбары! В кузнице молот стучит... А всего — дали «землю и волю»! Но вот что интересно: волю дали — «сослав»... То есть даже ссылка в Сибирь порой понима- / й лаеъ как «воля», и в этом был большо смысл. То. что «Сибирь» — синоним «воли».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2