Сибирские огни, 1984, № 1
Обращение поэта к «миру истоков» выз вано не ностальгией, не тенденциями так называемого «социального патриархализ- ма», скептически относящегося к научно- техническому . прогрессу.— оно вызвано прежде всего потребностями совести, ибо основа совести — это историческая память, хранящая нравственные и моральные кри терии, на которые ориентируется человек, идя вперед, потому что видение будущего дано нам как идеал прошлого, как то, о чем мечтали жившие на земле прежде нас; Август, август! Много лет Я грешу и снова каюсь — Ну и что, Что бога нет, А святыни-то Остались. («Август мой») В ранних стихах, раздумывая о «драме, происходящей на земле», Виктор Крещик сформулировал вопрос; По чьей это воле случилось? («:Л умы полей») и хотя тогда вопрос остался, по сущест ву, без ответа, на что обращалось внима ние нашей критикой ' в самой постановке этого вопроса угадывалось, что проступаю щую «четко и неизбежно» дисгармонию мира поэт склонен был объяснять прояв лением чьей-то «воли». Однако, вероятнее всего, он просто воздержался от скоропа лительных выводов, понимая, что подлин ная и глубокая мысль вынашивается долго. «...Виктор Крещик,— отмечала кри тика,— всматривается вдумывается и вжи вается в подробности окружающего време ни и бытия по-крестьянски основательно и неторопливо»^. Поэт и сам признается: «Я долго и трудно рисую» («Светлана»). Труден и мучителен путь поэта к истине, но зато и столь серьезны его обретения. Герою стихов, Виктора Крещика потребо валось немало пройти «по России», пройти «средь полей по планете» («Был в Чернуш ке, и в Баку, и в Амурском крае, Волгу-ма- тушку реку не по карте знаю»), чтобы осознать, что в проблемах, которые встали ныне, виноват не кто-либо, а он сам — как причастный ко всему, как несущий в себе весь исторический опыт страны и народа с его светлыми и темными сторонами: «Много лет я грешу и снова каюсь»! Лирический герой Виктора Крещика че стно делал свое дело, «ни ложью и ни ле стью не околпачивал людей», я если ныне он испытывает чувство вины перед приро дой, то это свидетельствует о серьезной озабоченности человека, который, не отри цая положительного опыта, видит и свои ошибки: То, что Природа Придумать смогла. Нам переделывать Стало опасно, Ибо Все чаще она не согласна С нами, на наши взирая дела. («Снова и снова») ' См., например, статью А. И. П а в л о в с к о- го «Стихи и концепции» в сборнике «Современная литературно-художественная критика». Л.. «Нау ка», 1975. 'В книге: Виктор, К р е щ и к. Лебяжий берег. М., «Современник». 1979. С горечью отмечая, что «птица родного боится гнезда, воет зверюга, отравленный ядом», поэт проникается государственной, общенародной заботой: и к тому клонилась речь В клубе и в буфете, Что пора бы поберечь Лес вокруг Меретн. («Мереть») Поэта глубоко тревожат факты бездуш ного, жестокого, хищнического отношения к природе, факты злостного браконьерства. И надо заметить, что вопросы природоох-. раны, как некоторые другие коренные воп росы, в стихах Виктора Крещика были обозначены гораздо раньше, чем они стали достоянием широкой литературы. Напри мер, стихотворная новелла «Таймень» была написана и опубликована им задолго до появления повести В. Астафьева «ТДарь- рыба». Сибирь, с ее «строгостью» (не только в смысле природных условий, но и нравст венного климата), с ее «белогривым авто хтоном» — бураном, с «мыслящей ци фирью» ее науки, является, естественно, главным источником вдохновения поэта. Однако в наш ядерно-ракетный, космиче ский век, в эпоху НТР и жгучих экологи ческих проблем поэта-гражданина, разуме ется, не могут не волновать и проблемы глобального порядка — проблемы войны и мира: Н еуж то'сорвутся на землю дожди, В изломанных струях несущие стронций, Неужто одно лишь у всех впереди: Над миром погибшим ненужное солнце? («Раздумье») С трепетным отношением к жизни, мно гие элементы которой вырабатывались ве ками, являются хрупкими, прихотливыми, требующими каждодневной защиты, в твор честве Виктора Крещика тесно связаны стихи о службе в Советской Армии, о свя щенном долге стоять на страже Родины и всего мира. Эти стихи, как и все творче ство поэта, в первую очередь обращены к молодежи. Ведь именно ей, молодежи, уже завтра придется без. посредников иметь дело с этим миром тревог и надежд, неизбывно дорогим каждому живущему на земле:, . Приближаются сроки. Надвигается день, И сомкну я широкий, С медной пряжкой ремень. Мир непрочно устроен, Зыбок он, Потому Должен топать я строем, Быть Защитой ему. («Возле военкомата») Поэт и сам прошел армейскую школу .мужества, и опыт, обретенный там, на «краю земли», где он вместе со своими то варищами присягал на верность Родине,— один из главных в его жизни. Этот опыт входит и в стихи, непосредственно армии не адресованные,— входит и как часть биографии, и как материал для широких идейных обобщений: Волна окатывала нас Сосредоточенно и властно, И я уверился как раз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2