Сибирские огни, 1984, № 1
Ведь жизнь давно провозгласила И каждому понять дала. Деревня Не бывала тылом, А фронтом Завсегда была. Но вот теперь, Когда заплатки Давно не лепим на порты. Вдруг обнаружилась нехватка И лирики, и красоты.' (гА я пристрастен к селам русским.,.») Поэт пристально всматривается в «го рящее око» окна, стремясь понять, чт5 там, внутри деревенской избы, какой думой, ка кой «глубиной живет Россия»; Глазами, Узкими от ветров. Мы долго Вглядываемся в рассвет. Который влажен. Который багров. Холодных красок В котором нет. (кШестое чувство») Благодаря этому пристальному и прист растному «к селам русским» взгляду поэт обретает спасительное «шестое чувство» — такое чувство действительности, когда «синь пронзительной высоты яеотторжимз от глубины». Обогащенный духовным и нравственным опытом своей трудовой жиз ни, он находит «и лирику, и красоту» преж де всего в людях труда, в том большом, малом ли, но важном деле, которым они заняты на земле, Виктор Крешик не восторгается и не упивается «сельшиной», он видит реальные, насущные проблемы, ибо с ними ему при ходится сталкиваться лично самому. И за «резными ставнями» окна открываются то колхозная контора, где «дым до потол ка», где «поднимаются вопросы, неразре шенные пока» («А я пристрастен к селам русским...»); то сельский клуб или буфет районной столовой, где «к тому клонилась речь... что пора бы поберечь лес вокруг Мерети» («Мереть»): то комнатушка дере венского сапожника, инвалида Великой Отечественной войны, где мальчик-подрос ток обретал первые трудовые навыки, изго товляя вместе со своим наставником Сань кой Гуровым девчонкам «туфли-лопочки», а мужичкам «сапожки, строчка мелкая, с насечкою ранты» («Начальство»): то мас терская. где поставлен на ремонт «работя га до^ый» и «закадычный друг» — трак тор: Мы придем к тебе спозаранку. Сверим, Выправим И протрем Все как следует И солярки Знойно-искристой В бак зальем. (тМонолог тракториста») И вот это и есть одна из характернейших черт поэзии Виктора Крешика — его ли рический герой не просто видит и расска зывает об увиденном, он всегда непосред ственный участник событий. Причем такой участник, который ко всякому вопросу,— “а эти вопросы подчас весьма заковыристые (как, скажем, «суть нагара на поршнях»), — подходит со знанием дела, увлеченно, и его отношение к добросовестной, работя щей технике всегда по-человечески теплое, как к близкому, верному другу-товарищу. Призвав музу забыть «божественность» и надеть «рабочие одежды», поэт осваивает трудный, внешне малопривлекательный ма териал, преодолевает сопротивление этого материала, и ему открывается душа вещей и явлений, их внутренняя красота, лишь им присущие черты. Его стихи подкупают под линностью и выстраданностью лирического переживания, красотой, извлеченной из недр прозаической повседневности, умением создавать поэтически энергоемкие образы: Мы. сибиряки,— не бедняки. Нефть кипит под нами вороная. Распласталась от Оби-реки В обе стороны земля родная. Интеграл шагнул через Урал. Грезит царство мыслящей цифири На равнине, где сердит буран -— Белогривый автохтон Сибири. (кПавино, Сады, Аэрофлот...») Здесь, кстати, видится не только своеоб разие музы Виктора Крещика, отличающее ев в нынешней поэтической среде, но и заслуга поэта, сумевшего на определенный порядок увеличить изобразительную шка лу, отогрев своим сердцем и введя в художественное обращение материал, каза- •чось бы далекий от поэзии, сугубо специ альный, научный, инженерно-технический; сумевшего и выстоять и утвердиться в не вообразимой круговерти ■ возникающих и исчезающих имен стихотворцев не заведомо приятным соловьиным пением, а суровыми ночными думами «нахохленного филина», демократически-мужественным словарем людей, причастных к- большому и ответст венному делу; Любая радость Выглядит нелепо, Когда стоят в опасности хлеба. . Страдать над хлебом. Песни петь Над хлебом — Извечная крестьянская судьба. («Баллада о Кулунде») Деревенская тема занимает в поэзии Виктора Крещика тоже важное место, од нако относить его к поэтам локально сель ской тематики неверно. Лирический герой Виктора Крещика соединяет в себе оба начала — и сельское, и городское. Ему одинаково близки и дороги культура зем ли и культура железа, без которых челове ку Не обойтись. Современный инженер, не только ведущий свою родословную из де ревни, но и активно участвующий в ее перестройке, он воплощает в себе союз серпа и молота — идею, лежащую в осно вании нашей жизни. Он проникнут чувст вом того единства, о котором у Ярослава Смелякова в одном из его последних Сти хотворений «Полевые цветы» — сказано: Одна страна, одна Россия взяла под собственную сень и наши судьбы городские и судьбы наших деревень. ' В отличие от стихотворцев, полных эле гической грусти и тоски по исчезающим приметам старины, лириков, чьи взгляды на технический прогресс отмечены подчас неоправданным пессимизмом. Виктор Кре- щик не ищет «зачерствевший ломоть тиши ны». Его герой — человек эпохи НТР, сам творец НТР, Созданные им технические
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2