Сибирские огни, 1984, № 1

Геннадий Карпунин стихия жизни в 1966 году по инициативе ЦК ВЛКСМ и Союза писателей России в Кемерове состо. ялся семинар молодых писателей Западной Сибири и Урала, руководителем которого был выдающийся русский советский поэт Ярослав Смеляков. Рассказывая об итогах семинара, Ярослав Васильевич признавался, что он ехал в Кемерово, не питая особых иллюзий, относясь к этому как к обязан­ ности «пожилого писателя» «Наши литера, турные споры в Москве и Ленинграде,— писал он в статье «Рождается поэзия»,— вращаются вокруг двух-трех имен. Мы то возносим их, то закапываем Я очень боял­ ся, что на так называемой периферии будет много подражателей этого модного течения которое, поскольку оно подражательное, будет значительно слабее, чем столичное» С «неожиданной радостью» поэт увидел совершенно иную картину: «...Общее впе­ чатление от семинара, которым руководил я, осталось очень сильным, свидетельству­ ющим не только о том, что русская .земля не скудеет талантами, но и о том, что рус­ ская земля, ставшая советской землей, ор­ ганично и естественно рождает молодые, сильные таланты». Из «молодых, сильных талантов», откры­ тых на кемеровском семинаре 1966 года, Ярослав Смеляков выделил Виктора Кре- щика, подчеркнув гражданственную направ­ ленность его поэзии: «Я с ним познакомил­ ся не только по стихам, но и неоднократно разговаривал на большие и малые темы. Это человек, который не только Интересу­ ется вопросами, встающими перед нашей страной, но и имеет свое мнение о том, как надо их вешать». Особенно приятно Ярославу Васильевичу было то, что его мнение поддержала много­ численная аудитория почитателей поэзии: «В концертных залах заводских клубов и в зале кемеровского театра стихи Виктора воспринимались с полным сочувствием и пониманием, что дало мне возможность сказать на заключительном вечере в ответ на аплодисменты, что важна и такая вешь: ' Здесь и далее по изданию: Ярослав С м е л и - к о в . Собр. соч. в 3-х т., т. 3. М., «Молодая гвар­ дия», 1978. 1^1 Сибирские огни № Ь чтобы были не только талантливые писате­ ли, но и талантливая аудитория, то есть чтобы она, аудитория, умела отличать неин­ тересное. бесталанное от умного, естествен­ ного и органического. И, я рад сказать, все .мои самые лучшие предположения в этом смысле были не только оправданы, но и подтверждены единодушной реакцией ог­ ромного зала театра, заполненного до по­ следнего места». По результатам кемеровского се.минара Виктор Крещик был принят в члены Союза писателей СССР. С тех пор прошло около двадцати лет. Сборники Виктора Крешика. издаваемые в Новосибирске и Москве, неизменно пользу­ ются успехом у читателей, которые всегда различают его самобытный голос среди других поэтических голосов, потому что во всех' его стихах бьется живая и пытли­ вая мысль нашего современника, а ведь запросами, чаяниями, проблемами именно наших дней и поверяется глубинная идейно­ эстетическая и социально-этическая перво­ основа поэтического слова. Муза Виктора Крешика возрастала в солончаковых просторах Барабинской и Кулундинской степей, куда он с дипломом инженера-механика приехал работать. Весна и осень. Лето и зима Каким бы ни окатывали звоном — Как хорошо. Что ты пришла сама К тем солонцам И к травам тем соленым. Саманный домик. Стынь и неуют. Т ы - Необыкновенно молодая. А ветры кулундинские гудут. Тропинки к домику переметая. («Степные дни») Эти строки появятся позднее, а тогда, в суровых степных далях, поэт уловил во взгляде окна «с резными ставнями», во взгляде, которым деревня смотрит на бегу­ щую мимо дорогу, давнее, затаенное ожи­ дание русского села быть понятым:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2