Сибирские огни, 1984, № 1

те годы стал студентом. А в ИФЛИ у мно­ гих еще и — «ушел добровольцем на фронт». В их числе был и первокурсник Петр Воронин. Война круто распорядилась и со всей его семьей. Вместе с рабочими знаменито­ го днепропетровского завода имени Комин­ терна его отец, металлург Иван Воронин, был эвакуирован в тыл, чтобы в цехах Амурстали катать металл для фронта. Каким был семнадцатилетний Петр, когда в его мир, полный светлых мечтаний, вор­ валась война? «Характер человека меняется непрерыв но,— напишет он однажды.— Характер ли­ бо завоевывает новыр высоты, либо начина­ ет деградировать...». Самовоспитание характера, устремленно­ го «к новым высотам», выбор жизненной цели, дороги к ней возникают у него еще на школьной скамье. «Все началось в пятом классе. Мальчишки вдруг заболели поэзией. Стихи писали дома и на уроках. Удачной рифмой хвастали, как недавно игрушками. Мы даже создали свой мальчишеский Парнас, присвоив себе шифрованные имена классиков... Это была ! игра, не менее увлекательная, чем любые иные игры. Но в конце концов она застави­ ла меня задуматься над жизнью и поведе­ нием». Поведение это было ,не ахти какое, по­ скольку он «совершенно не знал удержу в чтении. С книгой в руках обедал. На уро­ ках, маскируя очередной роман учебниками, тоже читал». И тут вскоре количество переходит в новое качество. Маленький человек на по­ роге юности, в седьмом классе, отдает себе отчет в «легкомысленном поведении», в том, что дорога к избранной жизненной цели —! «дальняя и трудная дорога, и, отваживаясь на нее, надо хорошо экипироваться знани­ ями... Это была первая переоценка, которой я подверг свою жизнь,» — напишет потом Петр Воронин. Любовь к литературе, ее влияние родили и утвердили в нем интерес ко всем другим предметам. Он окончил школу, удостоив­ шись «аттестата с отличием», равного ны­ нешней золотой медали. На встречах с юными читателями, рас­ сказывая об этих первых шагах по жизни, он обязательно будет приводить пример этой «переломной поры», которая «закаляла характер» и доказывала «всем и себе, что умею добиваться цели». Целеустремленность, единство высокого слова и благородного дела, сила характера, не пасующего перед трудностями, пройдут через всю его жизнь и через жизнь люби­ мых героев в рассказах, повестях и рома­ нах. Я назвал эти жанры в той последователь­ ности, в какой многие вступающие на ли­ тературное поприще осваивают их — от простого к сложному, от более легкого к более трудному. Петр Воронин начал' сра­ зу с самого трудного. Он вошел в литературу с острым, много­ плановым и злободневным романом «В дальней стороне». Действие романа, все . его производственные и моральные конф­ ликты развертываются, как сказали бы те­ перь, в экстремальных условиях: в глухой тайге, на маленьком лесозаготовительном пункте, от которого «ближайшая власть — советская или партийная — за сотню кило­ метров, а дорога только по реке, да и про­ едешь по ней не всегда...» Цель,^к которой стремится главный герой, молодой технорук Павел Буров, выглядит поначалу сугубо утилитарной: открыть ав­ тотрассу, надежный путь заготовленному лесу к большим стройкам. Но это означает и коней глухомани. Причем как в сфере труда, так и в духовной жизни маленького коллектива В центре всех коллизий оказы. вается человек с сильным характером, твер­ дыми жизненными принципами. Герой не выдуман. «Я влюбленно следил за его рабо­ той, восхищаясь умом, душевной теплотой и строгостью, смелостью в какой-то почти волшебной уверенностью в себе и окружа­ ющих», позволявших ему «в самых неверо­ ятных по трудности и сложности обстоя­ тельствах из толпы создавать великолеп­ ный коллектив»,— скажет Воронин о прото­ типе Павла Бурова — реальном Павле Буркове из Оборского' леспромхоза. С пепвых шагов своего творчества Петр Воронин стремился к решению той задачи, которая и сегодня является главной в со­ ветской литературе: утверждать «во весь голос» положительного героя. Издав книгу «В дальней стороне», встре- черую в основном положительно тогдаш­ ней критикой н читателями, молодой рома­ нист отправляется на село. Но вовлеченный в сложные сельские проблемы автор изме­ няет романному Жанру в пользу более опе­ ративного — очерка. Изменяет потому, что и новые герои, и проблемы, с которыми он сталкивается, не могут ждать воплощения в монументальном полотне. Так появляется в журнале «Сибирские огни» большой очерк «Трудное хозяйство», который потом выходит отдельной книгой в Москве и Новосибирске и получает в кри­ тике оценку как «один из лучших в сов­ ременной очерковой литературе». Но вот что характерно. Чуждый не столь уж редкому принципу иных очеркистов — «приехал, увидел, написал» н... перешел к другим делам, Воронин проявляет прису­ щие ему упорство и настойчивость при сво­ ем вторжении в дела сельхозартели «Новый строитель». Живая связь писателя с реаль­ ными героями рождает новое произведе­ ние — «На верном пути» — о переменах в «трудном хозяйстве». Оно также находит живой отклик и у читателей, и в критике. В это же время вызревает и страница за страницей ложится на бумагу роман «При­ шла любовь». Он рождается в муках, но... кроме них, ничего не приносит. Впрочем, как мы уже знаем, Воронин не из тех, кто позволит себе отступить от сложнейшей темы, от поставленной задачи. Самое боль­ шое, на что он согласен,— на передышки, на паузы, на отвлечения, которые сами по себе наполнены нелегкой и важной работой. ■Это — и рассказы для самых маленьких, и газетные очерки о работниках уголовного розыска, и встречи с читателями, и штат­ ная работа в редакции «Сибирских огней», связанная с активной помощью молодым ав­ торам. Он заведовал отделом очерка и публи­ цистики в «Сибирских огнях», был замести­ телем главного редактора, депутатом Но­ восибирского горсовета, членом правления

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2