Сибирские огни, 1984, № 1
те годы стал студентом. А в ИФЛИ у мно гих еще и — «ушел добровольцем на фронт». В их числе был и первокурсник Петр Воронин. Война круто распорядилась и со всей его семьей. Вместе с рабочими знаменито го днепропетровского завода имени Комин терна его отец, металлург Иван Воронин, был эвакуирован в тыл, чтобы в цехах Амурстали катать металл для фронта. Каким был семнадцатилетний Петр, когда в его мир, полный светлых мечтаний, вор валась война? «Характер человека меняется непрерыв но,— напишет он однажды.— Характер ли бо завоевывает новыр высоты, либо начина ет деградировать...». Самовоспитание характера, устремленно го «к новым высотам», выбор жизненной цели, дороги к ней возникают у него еще на школьной скамье. «Все началось в пятом классе. Мальчишки вдруг заболели поэзией. Стихи писали дома и на уроках. Удачной рифмой хвастали, как недавно игрушками. Мы даже создали свой мальчишеский Парнас, присвоив себе шифрованные имена классиков... Это была ! игра, не менее увлекательная, чем любые иные игры. Но в конце концов она застави ла меня задуматься над жизнью и поведе нием». Поведение это было ,не ахти какое, по скольку он «совершенно не знал удержу в чтении. С книгой в руках обедал. На уро ках, маскируя очередной роман учебниками, тоже читал». И тут вскоре количество переходит в новое качество. Маленький человек на по роге юности, в седьмом классе, отдает себе отчет в «легкомысленном поведении», в том, что дорога к избранной жизненной цели —! «дальняя и трудная дорога, и, отваживаясь на нее, надо хорошо экипироваться знани ями... Это была первая переоценка, которой я подверг свою жизнь,» — напишет потом Петр Воронин. Любовь к литературе, ее влияние родили и утвердили в нем интерес ко всем другим предметам. Он окончил школу, удостоив шись «аттестата с отличием», равного ны нешней золотой медали. На встречах с юными читателями, рас сказывая об этих первых шагах по жизни, он обязательно будет приводить пример этой «переломной поры», которая «закаляла характер» и доказывала «всем и себе, что умею добиваться цели». Целеустремленность, единство высокого слова и благородного дела, сила характера, не пасующего перед трудностями, пройдут через всю его жизнь и через жизнь люби мых героев в рассказах, повестях и рома нах. Я назвал эти жанры в той последователь ности, в какой многие вступающие на ли тературное поприще осваивают их — от простого к сложному, от более легкого к более трудному. Петр Воронин начал' сра зу с самого трудного. Он вошел в литературу с острым, много плановым и злободневным романом «В дальней стороне». Действие романа, все . его производственные и моральные конф ликты развертываются, как сказали бы те перь, в экстремальных условиях: в глухой тайге, на маленьком лесозаготовительном пункте, от которого «ближайшая власть — советская или партийная — за сотню кило метров, а дорога только по реке, да и про едешь по ней не всегда...» Цель,^к которой стремится главный герой, молодой технорук Павел Буров, выглядит поначалу сугубо утилитарной: открыть ав тотрассу, надежный путь заготовленному лесу к большим стройкам. Но это означает и коней глухомани. Причем как в сфере труда, так и в духовной жизни маленького коллектива В центре всех коллизий оказы. вается человек с сильным характером, твер дыми жизненными принципами. Герой не выдуман. «Я влюбленно следил за его рабо той, восхищаясь умом, душевной теплотой и строгостью, смелостью в какой-то почти волшебной уверенностью в себе и окружа ющих», позволявших ему «в самых неверо ятных по трудности и сложности обстоя тельствах из толпы создавать великолеп ный коллектив»,— скажет Воронин о прото типе Павла Бурова — реальном Павле Буркове из Оборского' леспромхоза. С пепвых шагов своего творчества Петр Воронин стремился к решению той задачи, которая и сегодня является главной в со ветской литературе: утверждать «во весь голос» положительного героя. Издав книгу «В дальней стороне», встре- черую в основном положительно тогдаш ней критикой н читателями, молодой рома нист отправляется на село. Но вовлеченный в сложные сельские проблемы автор изме няет романному Жанру в пользу более опе ративного — очерка. Изменяет потому, что и новые герои, и проблемы, с которыми он сталкивается, не могут ждать воплощения в монументальном полотне. Так появляется в журнале «Сибирские огни» большой очерк «Трудное хозяйство», который потом выходит отдельной книгой в Москве и Новосибирске и получает в кри тике оценку как «один из лучших в сов ременной очерковой литературе». Но вот что характерно. Чуждый не столь уж редкому принципу иных очеркистов — «приехал, увидел, написал» н... перешел к другим делам, Воронин проявляет прису щие ему упорство и настойчивость при сво ем вторжении в дела сельхозартели «Новый строитель». Живая связь писателя с реаль ными героями рождает новое произведе ние — «На верном пути» — о переменах в «трудном хозяйстве». Оно также находит живой отклик и у читателей, и в критике. В это же время вызревает и страница за страницей ложится на бумагу роман «При шла любовь». Он рождается в муках, но... кроме них, ничего не приносит. Впрочем, как мы уже знаем, Воронин не из тех, кто позволит себе отступить от сложнейшей темы, от поставленной задачи. Самое боль шое, на что он согласен,— на передышки, на паузы, на отвлечения, которые сами по себе наполнены нелегкой и важной работой. ■Это — и рассказы для самых маленьких, и газетные очерки о работниках уголовного розыска, и встречи с читателями, и штат ная работа в редакции «Сибирских огней», связанная с активной помощью молодым ав торам. Он заведовал отделом очерка и публи цистики в «Сибирских огнях», был замести телем главного редактора, депутатом Но восибирского горсовета, членом правления
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2