Сибирские огни, 1984, № 1
вполне объемлемое этим термином. В кон це концов здесь дело сводится к достиже нию широчайшего и глубочайшего захвата произведения искусства, рассчитанного обычно на определенный круг лиц (свой народ, свой класс и т. п.)». В этой статье А. В. Луначарский опреде ляет суть художественного, то есть эмо ционального воздействия искусства идейно го; «Идеологическим является всякое искус ство, вытекающее из с и л ь н о г о переживания, толкающее как бы невольно художника к экспансии, к захвату душ, к распространению власти своей доминанты на них». Он говорит, что «имеется целый ряд градаций этого идеологического искус ства». В одних случаях может преообла- дать проповедь, как в гекзаметрах Солона или у Толстого в «пророческий период его деятельности»; в других случаях, например, в притче, фабула как будто вполне засло няет идею. Грубо говоря, соотношение идейного и художественного в их единстве имеет мно го градаций, и диктоваться такое соотно шение может только склонностями худож ника и общественно значительной целью, какую он поставил пе)^ед собой. Творчество Леонида Иванова вот уж воистину исполнено экспансивной страст ности, убежденности, основанной на всесто роннем и тончайшем, до деталей, знании дела, о котором он пишет. Вспомним камень-валун, вросшии в зем лю, на который взобрался писатель, чтобы увидеть родную полоску. Это деталь дале ко не просто пейзажная. Камни всяческих размеров засоряют земли Нечерноземья, во всяком случае Калининской области. Они выходят и выходят из-под земли, мешая пахоте, калеча уборочную технику. Кол хозники вручную очищают поля от этих вековечных камней; механизмов для этрго нет. В той же самой пейзажной зарисовке мимоходом замечено, что восемь деревень, видных с валуна, «все на пригорочках». Один из героев очерка, председатель кол хоза, сетует: «Камни и бугры сильно ме шают... Комбайны не везде пустишь... Для наших полей и комбайны нужны с узким захватом, да такие, чтобы на склонах мог ли работать. А тут только и гляди, как бы не опрокинулся». Так вырастают в пробле му и валуны, и живописные среднерусские пригорочки, увалы, У Л. Иванова нет пейзажа просто как фона, обозначающего место действия или оттеняющего состояние героев. Пейзаж у него всегда остро функционален, каждой своей подробностью включен в_ проблема тику. Роль того или иного «пейзажа» для данного хозяйства тут же обосновывается цифрами, экономическими выкладками, раздумьями о наиболее целесообразном использовании его особенностей. И эта сплошная вязь детальнейших подробно стей, фактов, где зарисовки свободно пере ходят в цифры, а эпизоды — в обобщения, обретает силу эмоциональную, то есть ху дожественную. Приезжает на летний табор уполномо ченный — заместитель начальника главка совхозов Г. Н Козицкий, Разморенные коровы неподвижны, не едят травы. Ко зицкий приказывает пастуху привезти две бочки воды. — Зачем? Перед обеденной дойкой при- гсгаяем коров к колодцу, они досыта напи ваются,— говорит пастух. Но воду все же, деваться некуда, приво зит. Козицкий споил одной корове два ведра, и она тут же стала щипать травку. Напоили всех коров — и стадо потянулось к траве. «Секрет» уполномоченного прост: в жару трава сухая, животное быстро на сыщается ею, а если корове дать воды, то она снова начнет есть. А больше съест — больше молока даст. Образ Г. Н, Козицкого в очерках «Кор пус директорский» — эпизодический. Но на его примере четко виден метод, каким пользуется Л. Иванов в изображений сво их реальных героев. В 50-х годах со сло вом «уполномоченный» у сельских труже ников, в большинстве случаев, ассоциирова- . лись приказы и окрики без особого проникновения в погодно-производственные ситуации, И вдруг приезжает в качестве уполномоченного сам замначглавка и поит собственноручно коров, отправляется на ночную пастьбу и велит поднимать живот ных перед восходом солнца. Оказывается, что росную траву, какой уже не будет, когда взойдет солнце, коровы поедают с особенной охотой. За две недели бригада, где был Козицкий, из самой отстающей по удоям стала самой передовой в совхозе. Й это без всяких «давай-давай!» Кажется, элементарный факт, но через него, на фо не тогдашней обстановки, живо встает перед нами образ не только умелого руко водителя, но и обаятельной личноси:. Повесть о Терентии Семеновиче Мальце ве драматична, как всякое повествование о поисках истины, защите ее и победе. Л. Иванов раскрывает работу мысли уче ного, самый процесс складывания мальцев- ской научной системы земледелия — от конкретных,открытий до глобальных выво дов, полностью проверенных практикой и выведенных из нее. Т. С. Мальцев рассуж дает: «Растениям свойственно оставлять в почве органических веществ больше, чем они сами потребляют. Думается, это закон природы, хотя , в ученых трудах это и не называют законом... И накопление проис ходит в форме дернины, на небольшой глубине... В дернине идут огро.мные про цессы... А что мы делаем на практике? Дернину спешим поскорее убрать, стерню и то запахиваем поглубже, она там плес невеет». А один из общих его выводов таков: «...некоторые товарищи выбрасывают без думный лозунг: «Получать высокие и устойчивые урожаи независимо от приро ды!» То есть независимо от погодных ус ловий. На деле же вопрос стоит совсем ина-' че: надо уметь получать высокие урожаи при любых погодных условиях. При кажу щейся поначалу сходности этих суждений, в действительности они совершенно противо положны, потому что при любых погодных условиях хорошие урожаи получать мож но, но независимо от погодных условий сделать этого нельзя!» Приверженцы того громкого лозунга ставили немало препон мальцевской систе ме, отрицая и посевы по стерне, и боль шие площади под парами,, и поздние сро ки сева, и отказ от традиционной отваль ной пахоты. Ученый противопоставил ьш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2