Сибирские огни, 1984, № 1

повести все же недостает психологической ^бдительности. Не слишком ли легко пове­ рили все, а главное — Ольга, наговору на Веньку? То она плакала, растроганная, ког­ да Венька рвал для нее «голубые, белые, желтые ветреники». А то сразу —г «украл!» А если бы тракторист вообще не отыскал своих денег, что тогда? Старое и новое сталкивается повсюду — и в тайге, и на строительстве моста, и в де­ ревне... А главное — в психологии людей. Это относится и к героям повести М. Шиха- нова «Соседи». В повести правдиво изобра­ жена жизнь села Кривопишина, которая по­ маленьку переиначивается на городской лад. Вот и бывший знахарь Феофан идет «навст­ речу современности» — сосредоточенно чита­ ет «ученые книги» о мерах борьбы с алко­ голизмом, не забывая во время чтения опро­ кинуть стопку-другую... Автору не откажешь, помимо всего прочего, и в чувстве юмора. Жаль то’лько, что кое-где ему изменяет вкус. Повесть М. Осодоева «На отшибе» — о нравственной ценности человека, о воспита­ нии личности. В улусе Улянгиртуй поселилась новая семья. Главе ее пришлось из-за жадности жены Шаажан, чуть было не попавшей «в историю», покинуть районную заготконто­ ру и перейти зоотехником в колхоз. Шаа­ жан привыкла жить в достатке, заводить знакомства с «нужными» людьми. Не слу­ чайно бабушка Янжима укоряет сына; «Мар- хай, в нашем роду никогда не было корыст­ ных, жадных людей... Одумайся, ведь дети растут, им с людьми жить.. Жирный кусок, поверь, не самый вкусный...» Единственной опорой Мархая остается его дочь, деся­ тилетняя Дулмадай. Она, собственно, и яв­ ляется главной героиней. А сама повесть — о взрослении души маленького человека. Как радуется девочка тому, что жизнь села так непохожа на слова матери! «Ложатся спать — не запираются, и днем, в рабочее время, пройдись пустынной улицей — нет замков на дверях...» Когда Дулмадай осо­ знала, что так открыто, приветливо живут все,— «обрадовалась, словно открыла для себя что-то необыкновенное, чуть ли не вол­ шебное, что до этого было спрятано от нее за семью висячими замками»... Она чувствует себя не каким-нибудь оторванным листком, она теперь сама помо­ гает сельчанам, работая помощницей ку­ харки! И уже не может молчать, как преж­ де, видя несправедливость; не боясь, гово­ рит матери горькую правду. В конце концов и отец не выдерживает своеволия и жадности Шаажан и вместе с дочерью уходит на дальнюю отару. Герой повести «Встречный огонь» С. Цы- рендоржиева с детства рос без отца. Одна­ ко Балбар с м'алых лет был находчивым и предприимчивым, продавал костяные бабки, которые наутро выигрывал «и снова прода­ вал». В школу пошел, а уже носил на руке часы. В шестом классе ему купили велоси­ пед, какого не было ни у кого из улусных ребят. Книжки ему уже не интересны. И мечты о техникуме отбрасываются за не­ надобностью. Таким он все больше начинает нравиться самому себе, но финал его печа­ лен — за продажу колхозного зерна попада­ ет в тюрьму. Только после отбытия наказа­ ния Балбар встает на трудный путь прозре- ния. Похожая ситуация складывается и в пове сти Д. Эрдынеева «Гостья». Вздорная властная Балжад воспитывает своего Ном гона в достатке и сытости. И сын перенима ет привычки, взгляды матери. Но если Бал бар превращается в настырного, себялюби вого парня, то Номгон, по словам его сверстника, бригадира Тугмита, в тряпку, в безвольное существо, не имеющее собствен­ ного суждения. Но почему вырастают такие, как Номгон, Балбар? Писателей тревожит судьба этих людей, предавших забвению традиции свое­ го народа, не желающих продолжать дело отцов и дедов. Ведь традиции, знание исто­ рии родной земли — это как опора, как жи­ вительные соки, обогащающие наши души. Молодые забивают знаниями ум, а сердце порой оставляют пустым, что приводит к печальным результатам. Происходит ста­ новление образованных прагматиков, пре-- небрежительно относящихся к старикам. Недаром философ Сантаяма говорил: «Кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его снова». А это страшно; чувствовать себя на плодоносной земле де­ ревом с обрубленными корнями. Да, старики, может быть, знают меньше молодых, но за ними опыт и знание жизни. Именно житейский опыт старого Агвана («Встречный огонь») помог людям справить­ ся с пожаром, когда он первым предложил зажечь встречный огонь. Старые люди не только являются хранителями народных традиций и народной мудрости, но они по­ рой и более справедливы, нравственны, чем иные молодые. Старый Балдан («На отши­ бе») недаром оценивает людей по тому, кто как к лошадям относится: «Любит коня—де­ душка такого табачком угостит, поговорит с ним по душам; ударил коня — конюх сам готов ударить такого человека...» А могут ли иные молодые утверждать, как герой Б. Ябжанова; «Не зря наши предки считали, что лучше переломить себе кость, чем опо­ зорить свое имя...»? Мудрый сказитель- улигершин Майсан из этой же повести зна­ ет, что «каждое дерево, как и человек, свой звук имеет, свою мелодию носит внутри се­ бя». И будучи убежденным, что человек становится беден без знания традиций, прошлого своего рода, страны, он наставля­ ет начинающего хурчина Галдана; «Знай, чтобы хорошо петь новые песни — надо знать старые». В современной нашей действительности непрерывно происходят колоссальные изме­ нения — одно десятилетие не - походит на другое, что, естественно, находит отраже­ ние в психологии и поведении людей. Прав­ да, подобное не всегда можно увидеть про­ стым, невооруженным глазом, а главное — верно оценить. Свойство писателя, в отличие от обычного человека, занятого повседневными делами и заботами,— наблю­ дать, анализировать жизнь. Настоящий пи­ сатель, по выражения) французского писате- , ля Андре Стиля, должен слышать свое время. При знакомстве с творчеством наших про­ заиков, обладающих несомненным стремле­ нием к подлинной правде жизни, а значит, ц социальной зоркоств^о, мы, читатели, пол

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2