Сибирские огни, 1984, № 1
охотник Аюров с неприязнью относится по началу к «новым людям», которым пред стоит построить ледовую дорогу. «Я ста рый таежник, я мало-мало знаю: лес по своим законам живет, их нарушать не на до»,— считает старик. Но... что делать! Без дороги не обойтись. И тайге «поневоле при дется потесниться». Старик, правда, надеет ся, что эти «новенькие», горластые и разно языкие, столь неожиданно появившиеся в его тайге, «не сегодня, так завтра свер нут свои негустые пожитки и укатят обрат но». Однако нет! «Новенькие» не соби раются отступать. И эта их одержимость постепенно покоряет сердце старого охот ника. Он даже становится проводником; соглашается вести по ледовой дороге пер вую колонну автомашин с грузом для Бай кало-Амурской магистрали. «Ледовая дорога» послужила как бы подступом к сложным проблемам хозяйст венного освоения богатств Забайкалья. Острее, шире эти проблемы раскрываются в другой повести К, Балкова — «Мост». Завязка ее проста; в забайкальской де ревушке Уринкан, появляются мостострои тели. Молодые строители яростны и напо ристы в своей работе. Они круто взламы вают привычный уклад сельской жизни. Сразу возникает конфликт мостостроителей с местными жителями. После войны в па мять о погибших фронтовиках в Уринкане была посажена березовая роща, «в каждой березке, казалось, было что-то от души че ловеческой». И вот строители рощу выру бают, а заодно и деревья по склону и бе регам реки, рядом с деревней, которые да же в войну не трогали, понимая, что без них будут осыпаться берега. Варварство? Но оказывается, все не так просто. Делает ся все это во имя так называемой произ водственной необходимости; роща мешает, пролегая по центру моста, а лес срочно необходим для устранения аварии. Эту жесткую деловую политику уверен но осуществляет на своем участке прораб Подсекин. Так, он сразу, «без всяких под ходцев», просит освободить приусадебные участки для строительной площадки. Он споро, профессионально умеет вершить лю бое дело, может и сам поработать кранов щиком или шофером. За его плечами не сколько мостов, сданных в срок. Характер прораба в чем-то сходен с характером опытного начальника автоколонны Слоне- ва, первым ■прорубавшего ' зимнюю дорогу. Споря со старым Аюровым, он говорит, что тайга «должна работать на людей. И не беда... если погибнет пара-другая деревьев». Но Подсекин поставлен в более сложную ситуацию: он должен жить и работать не неделю, а несколько месяцев среди уринканцев. Мостоотряд уринканцы принимают по-раз ному. Они вынуждены — и тут ничего не поделаешь! — одни с охотой, другие, до конца так и не примирясь, приобщиться к убыстряющемуся ритму жизни, который вместе с тем несет с собой и определенные негативные моменты. Как современных городских варваров принимают пришлых тетка Макарьевна и старик лесничий Агван. Грустные мысли приходят к старому человеку: «Откуда они такие берутся, отчаянные, без жалости на сердце? Тайгу изводят, но могут н до другого чего добраться, когда им станет надо, хотя бы до меня, и поломают, просто даже...» И от земли сухота пойдет, и мерт вая тишина оцепит долину, а такое вполне может случиться, если не будет у строите лей, «да и у тех, кто потом станет поды мать комбинат, ласки к земле». Председатель сельсовета Баиров, как представитель местной власти, всемерно помогает строителям, даже выговаривает Агвану; «Станешь мешать строить мост, привлеку к ответственности. Так и знай». Но полностью строителей душа его не приемлет, так как знает он, что для таких, как Подсекин, их деревня только точка на карте, не более. И когда старый Агван уходит на пенсию, Баиров уговаривает его снова выйти на работу. И сам начинает бороться с теми явными нарушениями, ко торые допускают мостовики. Но в отряде есть и другие люди, как мас тер Матиевский, не разделяющий точки зрения Подсекина. Мастер понимает, как непросто было уринканцам обжить этот маленький клочок земли, именно он сове тует Баирову обсадить дома деревьями. Есть здесь и справедливый, опытный рабо чий Мефодьич, который вместе с мастером подсказывает выход прорабу, как посадить опору моста на место. Тем не менее строительство моста прино сит с собой и немало огорчений, «грехов», по выражению Макарьевны. И в самом де ле; загублена роща, огороды порушены, а в финале погибает Жаргал, приемный сын Агвана, продолжатель его лесничьего дела. Отзывчивый на все доброе, Жаргал гибнет на пожаре, спасая изюбриху с изюбренком. С его гибелью мостостроители, и в первую очередь не знающий сомнений Подсекин, чувствуют свою вину перед местными людьми, перед этой землей. Они получили суровый урок. Но какой ценой! Как видим, большая важная проблема, тревожащая всех . нас, поставлена остро и своевременно.. И получилась повесть большого гражданского звучания — о род ной земле, о нравственной ценности человека. В повести А. Балабаева и А. Щитова «До роги кончаются здесь» также затронуты сложные проблемы. В небольшом селе, че рез которое проходит транссибирская ма гистраль, появляется Венька Кожин, этакая перелетная птица, в котором нет терпения и усидчивости, но зато он умеет работать и на тракторе, и на бульдозере, и на сеялке. Венька устраивается в тракторной бригаде. Работа вроде бы пришлась ему по душе, да и помощница, Ольга Белова, сразу пригля нулась. Казалось бы, все идет к тому, что осядет парень на этой земле... И вдруг об винение в краже; довел по доброте душев ной Венька ночью до дома пьяного тракто риста, а тот выронил где-то получку из кар мана, наутро же, не разобравшись,— обви нил во всем своего провожатого... Оскорб ленный Венька решает уехать. Но потеря нашлась. Успеют ли теперь напарники по бригаде перехватить Веньку на станции, уговорят ли вернуться, или так и уедет он с горькой обидой в душе? Повесть динамична, характер главного ге роя намечен интересно. Но. мне кажется,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2