Сибирские огни, 1984, № 1

охотник Аюров с неприязнью относится по­ началу к «новым людям», которым пред­ стоит построить ледовую дорогу. «Я ста­ рый таежник, я мало-мало знаю: лес по своим законам живет, их нарушать не на­ до»,— считает старик. Но... что делать! Без дороги не обойтись. И тайге «поневоле при­ дется потесниться». Старик, правда, надеет­ ся, что эти «новенькие», горластые и разно­ языкие, столь неожиданно появившиеся в его тайге, «не сегодня, так завтра свер­ нут свои негустые пожитки и укатят обрат­ но». Однако нет! «Новенькие» не соби­ раются отступать. И эта их одержимость постепенно покоряет сердце старого охот­ ника. Он даже становится проводником; соглашается вести по ледовой дороге пер­ вую колонну автомашин с грузом для Бай­ кало-Амурской магистрали. «Ледовая дорога» послужила как бы подступом к сложным проблемам хозяйст­ венного освоения богатств Забайкалья. Острее, шире эти проблемы раскрываются в другой повести К, Балкова — «Мост». Завязка ее проста; в забайкальской де­ ревушке Уринкан, появляются мостострои­ тели. Молодые строители яростны и напо­ ристы в своей работе. Они круто взламы­ вают привычный уклад сельской жизни. Сразу возникает конфликт мостостроителей с местными жителями. После войны в па­ мять о погибших фронтовиках в Уринкане была посажена березовая роща, «в каждой березке, казалось, было что-то от души че­ ловеческой». И вот строители рощу выру­ бают, а заодно и деревья по склону и бе­ регам реки, рядом с деревней, которые да­ же в войну не трогали, понимая, что без них будут осыпаться берега. Варварство? Но оказывается, все не так просто. Делает­ ся все это во имя так называемой произ­ водственной необходимости; роща мешает, пролегая по центру моста, а лес срочно необходим для устранения аварии. Эту жесткую деловую политику уверен­ но осуществляет на своем участке прораб Подсекин. Так, он сразу, «без всяких под­ ходцев», просит освободить приусадебные участки для строительной площадки. Он споро, профессионально умеет вершить лю­ бое дело, может и сам поработать кранов­ щиком или шофером. За его плечами не­ сколько мостов, сданных в срок. Характер прораба в чем-то сходен с характером опытного начальника автоколонны Слоне- ва, первым ■прорубавшего ' зимнюю дорогу. Споря со старым Аюровым, он говорит, что тайга «должна работать на людей. И не беда... если погибнет пара-другая деревьев». Но Подсекин поставлен в более сложную ситуацию: он должен жить и работать не неделю, а несколько месяцев среди уринканцев. Мостоотряд уринканцы принимают по-раз­ ному. Они вынуждены — и тут ничего не поделаешь! — одни с охотой, другие, до конца так и не примирясь, приобщиться к убыстряющемуся ритму жизни, который вместе с тем несет с собой и определенные негативные моменты. Как современных городских варваров принимают пришлых тетка Макарьевна и старик лесничий Агван. Грустные мысли приходят к старому человеку: «Откуда они такие берутся, отчаянные, без жалости на сердце? Тайгу изводят, но могут н до другого чего добраться, когда им станет надо, хотя бы до меня, и поломают, просто даже...» И от земли сухота пойдет, и мерт­ вая тишина оцепит долину, а такое вполне может случиться, если не будет у строите­ лей, «да и у тех, кто потом станет поды­ мать комбинат, ласки к земле». Председатель сельсовета Баиров, как представитель местной власти, всемерно помогает строителям, даже выговаривает Агвану; «Станешь мешать строить мост, привлеку к ответственности. Так и знай». Но полностью строителей душа его не приемлет, так как знает он, что для таких, как Подсекин, их деревня только точка на карте, не более. И когда старый Агван уходит на пенсию, Баиров уговаривает его снова выйти на работу. И сам начинает бороться с теми явными нарушениями, ко­ торые допускают мостовики. Но в отряде есть и другие люди, как мас­ тер Матиевский, не разделяющий точки зрения Подсекина. Мастер понимает, как непросто было уринканцам обжить этот маленький клочок земли, именно он сове­ тует Баирову обсадить дома деревьями. Есть здесь и справедливый, опытный рабо­ чий Мефодьич, который вместе с мастером подсказывает выход прорабу, как посадить опору моста на место. Тем не менее строительство моста прино­ сит с собой и немало огорчений, «грехов», по выражению Макарьевны. И в самом де­ ле; загублена роща, огороды порушены, а в финале погибает Жаргал, приемный сын Агвана, продолжатель его лесничьего дела. Отзывчивый на все доброе, Жаргал гибнет на пожаре, спасая изюбриху с изюбренком. С его гибелью мостостроители, и в первую очередь не знающий сомнений Подсекин, чувствуют свою вину перед местными людьми, перед этой землей. Они получили суровый урок. Но какой ценой! Как видим, большая важная проблема, тревожащая всех . нас, поставлена остро и своевременно.. И получилась повесть большого гражданского звучания — о род­ ной земле, о нравственной ценности человека. В повести А. Балабаева и А. Щитова «До­ роги кончаются здесь» также затронуты сложные проблемы. В небольшом селе, че­ рез которое проходит транссибирская ма­ гистраль, появляется Венька Кожин, этакая перелетная птица, в котором нет терпения и усидчивости, но зато он умеет работать и на тракторе, и на бульдозере, и на сеялке. Венька устраивается в тракторной бригаде. Работа вроде бы пришлась ему по душе, да и помощница, Ольга Белова, сразу пригля­ нулась. Казалось бы, все идет к тому, что осядет парень на этой земле... И вдруг об­ винение в краже; довел по доброте душев­ ной Венька ночью до дома пьяного тракто­ риста, а тот выронил где-то получку из кар­ мана, наутро же, не разобравшись,— обви­ нил во всем своего провожатого... Оскорб­ ленный Венька решает уехать. Но потеря нашлась. Успеют ли теперь напарники по бригаде перехватить Веньку на станции, уговорят ли вернуться, или так и уедет он с горькой обидой в душе? Повесть динамична, характер главного ге­ роя намечен интересно. Но. мне кажется,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2