Сибирские огни, 1984, № 1
пастуха-табунщика, И он самоотверженно трудится не покладая рук, так как мечтает в целости сохранить колхозных лошадей, оставленных ему отцом. В прохудившейся одежонке он мерзнет в зимнюю сибирскую стужу, но мужественно отказывается от овчинной безрукавки. «Отдай в сельсовет,— отстранил рукой Ардан и, видя, что мать хочет возразить, торопливо добавил: —Мо жет, нашему папке достанется... Он твою работу узнает... Сразу! Вот обрадуется!» Так по-детски и вместе с тем мудро успо каивает он свою мать. Повести, посвященные военному детству, рассизывают нам о становлении характера детей, о том, как, несмотря на тяжелые военные испытания, у них происходит уди вительное открытие мира. Впрочем, и здесь нет ничего удивительного: ведь это дети, с присущими для их возраста наивными шалостями и проделками. Особенно ярко это показано на страницах повестей Н. Очи- рова «Найденыш», С. Цырендоржиева «Где ты, моя утренняя звезда?» С добрым лукавством создан Н. Очиро- вым образ мальчишки-нелюдима Олзобоя, прозванного Найденышем. Надоели ему взрослые, пристающие: «...Ну, а кровь из мышиного носа пускал? Стал охотником?» Вот и превратился он в меткого стрелка, целыми днями охотясь в степи с самодель ными луком и стрелами. Автор раскрывает богатый, поэтичный мир ребенка. Маленький Агван живет в своем детстве, не расставаясь со сказками и улигерами («Где ты, моя утренняя звезда?»). Но невзгоды тяжелого лихолетья ощущаются и и.м. Он давно забыл вкус сладостей, и когда его угощает тетушка Дымбрыл ку сочком сахара, Агван на седьмом небе. На фронте, за тысячу верст от дома, на ходится отец Агвана Жанчип Аюшеев, но он как бы незримо все время рядом. Когда мальчик до слез расстроился из-за любимо го щенка Янгара, выселенного из дома во двор, мать говорит ему; «Как мы напи шем папе, что ты плачешь?» И Агван прекращает хныкать, ведь надо быть муж чиной! Герои Б. Ябжанова и Д. Эрдынеева стар ше Ардана и Агвана. Шестнадцатилетнего Алдара («В тени старого дома» Д. Эрды- неёва) колхозники выбирают бригадиром. У него твердый, уже вполне сложившийся характер, разительно несхожий с отцов ским. За упряжь, взятую без спросу для колхозных подвод с сеном, жадный Амга- лан жестоко избивает сына; «Будешь знать!» Но Алдар не желает жить по заве там отца, за корыстью своей не. видящего общей беды. Автор проводит параллель между юным бригадиром и убитым кулаками председа телем: «...был председатель, как и сам Ал дар, совсем еще парнишкой, а какую ношу принял на свои плечи! Чего только не де лали кулаки, чтобы развалить колхоз: кле ветали, вредили хозяйству, пожары устраи вали. Но чем больше лютовали враги, тем сплоченнее вставали люди вокруг председа теля». И мы убеждаемся, что Алдар и пред седатель из далеких 20-х годов сродни меж ду собой и делами своими, и светлыми по мыслами. Шестнадцать лет исполнилось и Галдану («Куда ускакал конь» Б. Ябжанова), ко- ^ Сиба^выи вгш М :1 торый трудится, как все, помогая фронту, но в то же время хочет стать певцом-хур- чином. Знаменитый певец дедушка Майсан ободряет его: «Подножье Саян-Мундарги никогда не оставалось без певцов. Один уходит — другой приходит», и мужает юный хурчин. Для сельчан вдохновенно поет сочиненную им самим песню о Родине: Нет для песни границ и Преград... Любит песню отважный бурят. С песней смело бросается в бой, Защищая народ свой родной... Защищает Россию — страну — И победой закончит войну!.. Пос.ье концерта бабушка Должит первая сдает для фронта новый полушубок: «Мой Дэмбэрэн погиб в железном танке. Пусть какой-нибудь другой сын носит этот дэгэл за моего сына и отомстит врагу!» Затем она просит Галдана сочинить песню о Дэм- бэрэне. отважном воине, первом тракто ристе в аймаке... .Как видим, и Алдар, и Галдан стали в это жестокое военное время настоящими мужчинами. Со страниц повестей К. Балкова «Ледо вая дорога» и «Мост», Д.-Д. Дугарова «Черный соболь», А. Балабаева и А. Шито ва «Дороги кончаются здесь» встает сов ременная трудовая жизнь Бурятии с ее ус пехами, заботами и тревогами. Немалой частью Сибири является суро вое, безмолвное Забайкалье с «каменными чудовищными мышцами синих хребтов», где вековая тайга гудит тихо и неумолчно, «словно где-то в запредельных глубинах ее были натянуты струны громадного хура, по которы.ч водил смычком загадочный му зыкант-великан...» Так живописует этот край Д.-Д. Дугаров в своей повести «Чер ный соболь». В разумный хозяйственный оборот тайгу пытались пустить еще до революции. Так, старик Сибирцев, один из героев Д.-Д. Ду гарова, хотел, чтобы охотники обч>едини- лись в артели и промышляли бы зверя на таежных участках, взятых на откуп. Но подобные мысли были «необычнйми для того времени», так как каждый заботился только о себе, и скудела тайга, все дальше уходило зверье, прячась от человека... И вот сбываются мечты старика Сибир- цева. Ныне в этих местах охотится артель Намсарая, где собрались честные, сильные люди: это Аюша, сын Намсарая, Цырен, Даба, Дамба Тумуров. Появляется, правда, в тайге и отъявленный браконьер, любитель сладкой жизни Байвал. Но артельщики, изобличив ^его, изгоняют из тайги... И тут появляется новый человек — Ва лентин .Сибирцев — охотовед, прекрасно за щищающий тайгу. Именно .усилиями таких людей, как Сибирцев, время властно втор гается в жизнь тайги, создаются заказники, заповедники, где природа остается в непри косновенности, Это заинтересованное., хо зяйское отношение к родной земле находит полное взаимопонимание и поддержку у местных охотников. В повести К. Балкова «Ледовая дорога» описывается, как прокладывается времен ная зимняя дорога через Байкал. Старый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2