Сибирские огни, 1984, № 1

пастуха-табунщика, И он самоотверженно трудится не покладая рук, так как мечтает в целости сохранить колхозных лошадей, оставленных ему отцом. В прохудившейся одежонке он мерзнет в зимнюю сибирскую стужу, но мужественно отказывается от овчинной безрукавки. «Отдай в сельсовет,— отстранил рукой Ардан и, видя, что мать хочет возразить, торопливо добавил: —Мо­ жет, нашему папке достанется... Он твою работу узнает... Сразу! Вот обрадуется!» Так по-детски и вместе с тем мудро успо­ каивает он свою мать. Повести, посвященные военному детству, рассизывают нам о становлении характера детей, о том, как, несмотря на тяжелые военные испытания, у них происходит уди­ вительное открытие мира. Впрочем, и здесь нет ничего удивительного: ведь это дети, с присущими для их возраста наивными шалостями и проделками. Особенно ярко это показано на страницах повестей Н. Очи- рова «Найденыш», С. Цырендоржиева «Где ты, моя утренняя звезда?» С добрым лукавством создан Н. Очиро- вым образ мальчишки-нелюдима Олзобоя, прозванного Найденышем. Надоели ему взрослые, пристающие: «...Ну, а кровь из мышиного носа пускал? Стал охотником?» Вот и превратился он в меткого стрелка, целыми днями охотясь в степи с самодель­ ными луком и стрелами. Автор раскрывает богатый, поэтичный мир ребенка. Маленький Агван живет в своем детстве, не расставаясь со сказками и улигерами («Где ты, моя утренняя звезда?»). Но невзгоды тяжелого лихолетья ощущаются и и.м. Он давно забыл вкус сладостей, и когда его угощает тетушка Дымбрыл ку­ сочком сахара, Агван на седьмом небе. На фронте, за тысячу верст от дома, на­ ходится отец Агвана Жанчип Аюшеев, но он как бы незримо все время рядом. Когда мальчик до слез расстроился из-за любимо­ го щенка Янгара, выселенного из дома во двор, мать говорит ему; «Как мы напи­ шем папе, что ты плачешь?» И Агван прекращает хныкать, ведь надо быть муж­ чиной! Герои Б. Ябжанова и Д. Эрдынеева стар­ ше Ардана и Агвана. Шестнадцатилетнего Алдара («В тени старого дома» Д. Эрды- неёва) колхозники выбирают бригадиром. У него твердый, уже вполне сложившийся характер, разительно несхожий с отцов­ ским. За упряжь, взятую без спросу для колхозных подвод с сеном, жадный Амга- лан жестоко избивает сына; «Будешь знать!» Но Алдар не желает жить по заве­ там отца, за корыстью своей не. видящего общей беды. Автор проводит параллель между юным бригадиром и убитым кулаками председа­ телем: «...был председатель, как и сам Ал­ дар, совсем еще парнишкой, а какую ношу принял на свои плечи! Чего только не де­ лали кулаки, чтобы развалить колхоз: кле­ ветали, вредили хозяйству, пожары устраи­ вали. Но чем больше лютовали враги, тем сплоченнее вставали люди вокруг председа­ теля». И мы убеждаемся, что Алдар и пред­ седатель из далеких 20-х годов сродни меж­ ду собой и делами своими, и светлыми по­ мыслами. Шестнадцать лет исполнилось и Галдану («Куда ускакал конь» Б. Ябжанова), ко- ^ Сиба^выи вгш М :1 торый трудится, как все, помогая фронту, но в то же время хочет стать певцом-хур- чином. Знаменитый певец дедушка Майсан ободряет его: «Подножье Саян-Мундарги никогда не оставалось без певцов. Один уходит — другой приходит», и мужает юный хурчин. Для сельчан вдохновенно поет сочиненную им самим песню о Родине: Нет для песни границ и Преград... Любит песню отважный бурят. С песней смело бросается в бой, Защищая народ свой родной... Защищает Россию — страну — И победой закончит войну!.. Пос.ье концерта бабушка Должит первая сдает для фронта новый полушубок: «Мой Дэмбэрэн погиб в железном танке. Пусть какой-нибудь другой сын носит этот дэгэл за моего сына и отомстит врагу!» Затем она просит Галдана сочинить песню о Дэм- бэрэне. отважном воине, первом тракто­ ристе в аймаке... .Как видим, и Алдар, и Галдан стали в это жестокое военное время настоящими мужчинами. Со страниц повестей К. Балкова «Ледо­ вая дорога» и «Мост», Д.-Д. Дугарова «Черный соболь», А. Балабаева и А. Шито­ ва «Дороги кончаются здесь» встает сов­ ременная трудовая жизнь Бурятии с ее ус­ пехами, заботами и тревогами. Немалой частью Сибири является суро­ вое, безмолвное Забайкалье с «каменными чудовищными мышцами синих хребтов», где вековая тайга гудит тихо и неумолчно, «словно где-то в запредельных глубинах ее были натянуты струны громадного хура, по которы.ч водил смычком загадочный му­ зыкант-великан...» Так живописует этот край Д.-Д. Дугаров в своей повести «Чер­ ный соболь». В разумный хозяйственный оборот тайгу пытались пустить еще до революции. Так, старик Сибирцев, один из героев Д.-Д. Ду­ гарова, хотел, чтобы охотники обч>едини- лись в артели и промышляли бы зверя на таежных участках, взятых на откуп. Но подобные мысли были «необычнйми для того времени», так как каждый заботился только о себе, и скудела тайга, все дальше уходило зверье, прячась от человека... И вот сбываются мечты старика Сибир- цева. Ныне в этих местах охотится артель Намсарая, где собрались честные, сильные люди: это Аюша, сын Намсарая, Цырен, Даба, Дамба Тумуров. Появляется, правда, в тайге и отъявленный браконьер, любитель сладкой жизни Байвал. Но артельщики, изобличив ^его, изгоняют из тайги... И тут появляется новый человек — Ва­ лентин .Сибирцев — охотовед, прекрасно за­ щищающий тайгу. Именно .усилиями таких людей, как Сибирцев, время властно втор­ гается в жизнь тайги, создаются заказники, заповедники, где природа остается в непри­ косновенности, Это заинтересованное., хо­ зяйское отношение к родной земле находит полное взаимопонимание и поддержку у местных охотников. В повести К. Балкова «Ледовая дорога» описывается, как прокладывается времен­ ная зимняя дорога через Байкал. Старый

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2