Сибирские огни, 1984, № 1

КРИТИКА ЛИТЕРАТЯРПВЕДЕНИЕ Э. Уланов ЛЮБИТЬ свою ЗЕМЛЮ Заметки о современной бурятской повести Какие же процессы, изменения, тенден­ ции произошли и происходят ныне в бурят­ ской литературе? Только за последние полтора десятка лет в центральных издательствах страны выш­ ло более ста книг писателей Бурятии. На­ ша молодая литература достигла новых творческих высот, к ней пришло признание всесоюзного читателя: так, р о м а н Ц.-Ж. Жимбиева «Год огненной змеи» от­ мечен почетным дипломом и памятной ме­ далью Всесоюзного литературного конкур­ са имени Николая Островского, книги сти­ хов и поэм Н. Г. Дамдинова «Четыре неба* и «Апрель» удостоены Государственной премии РСФСР имени Максима Горького, романам В. Г. Митыпова «Инспектор золо­ той тайги» и «Долина бессмертников» при­ суждена литературная премия Союза пи­ сателей РСФСР за 1982 год. Многие произведения переведены на язы­ ки братских республик, отдельные книги вышли за рубежом. В пределах одной журнальной статьи невозможно охватить все аспекты развития целой национальной литературы. Поэтому предметом литературно-критического ана­ лиза я решил избрать только прозу, а в прозе остановлюсь лишь на жанре повести. Передо мной восемь книг, выпущенных в издательствах «Современник», «Молодая гвардия», в Бурятском книжном в сериях «Новинки», «Наш день», «Современная си­ бирская повесть». Они объединены, во-пер­ вых, жанром — основу их составляют по­ вести, во-вторых, географией — все авторы являются писателями одной республики, и в-третьих, временем — книги вышли в середине 70-х — начале 80-х годов. Рассматриваемые повести распадаются, точнее сказать объединяются, вокруг нескольких тематических пластов. Один вз них — Великая Отечественная война. Это поистине неувядаемая, святая тема для всей советской литературы, постоянно по­ полняющаяся все новыми и новыми произ­ ведениями. Сюда внесли свой вклад и пи­ сатели Бурятии. Вспомним военные повести Хода Намсараева, Африкана Бальбурова и Данри Хилтухина, фронтовые дневники Жамсо Тумунова и Цокто Номтоева. Ныне в этот ряд можно поставить еще несколько повестей: «Месть» М. Осодоева, «В тени старого дома» Д. Эрдынеева, «Где ты, моя утренняя звезда?» С. Цырендоржиева, «Ку­ да ускакал конь» Б. Ябжанова, «Найде­ ныш» Н. Очирова. Местом действия этих повестей стали не поля ожесточенных сражений, а тыл, глубокий тыл. Эта напряженная, нелегкая тыловая жизнь нарисована, как правило, суровыми красками. На фронт уходят мужчины. Вот и Дулма, героиня повести «Где ты, моя ут­ ренняя звезда?», расстается со своим Жан- чипом. Маленький Агван помешал ей бро­ ситься вслед мужу на фронт. Горюет жен­ щина: «Дулма неподвижно сидит у печки и смотрит, как бьется огонь о стенки очага, как вырывается узкими языками к ней и снова бьется в тоске о прочные стенки печи, бьется, бьется...» Вскоре в улусе появляются первые эва­ куированные-ленинградцы, в доме Дулмы поселяются Мария Дронова с дочкой Ви­ кой. В первую спокойную за многие меся­ цы ночь Мария вспоминает блокадный Ле­ нинград, длинную очередь за пайком, пол­ зущую по стене, потому что сил стоять без поддержки у людей не было, вспоми­ нает, как выбирались по «дороге жизни», как потеряла свою дочь и нашл.а ее лишь через год... Тяжело всем, теперь женщины должны делать работу и за себя, и за ушед­ ших на фронт мужчин. Дулме и Марии приходится вдвоем следить за отаоой в во

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2