Сибирские огни, 1984, № 1
КРИТИКА ЛИТЕРАТЯРПВЕДЕНИЕ Э. Уланов ЛЮБИТЬ свою ЗЕМЛЮ Заметки о современной бурятской повести Какие же процессы, изменения, тенден ции произошли и происходят ныне в бурят ской литературе? Только за последние полтора десятка лет в центральных издательствах страны выш ло более ста книг писателей Бурятии. На ша молодая литература достигла новых творческих высот, к ней пришло признание всесоюзного читателя: так, р о м а н Ц.-Ж. Жимбиева «Год огненной змеи» от мечен почетным дипломом и памятной ме далью Всесоюзного литературного конкур са имени Николая Островского, книги сти хов и поэм Н. Г. Дамдинова «Четыре неба* и «Апрель» удостоены Государственной премии РСФСР имени Максима Горького, романам В. Г. Митыпова «Инспектор золо той тайги» и «Долина бессмертников» при суждена литературная премия Союза пи сателей РСФСР за 1982 год. Многие произведения переведены на язы ки братских республик, отдельные книги вышли за рубежом. В пределах одной журнальной статьи невозможно охватить все аспекты развития целой национальной литературы. Поэтому предметом литературно-критического ана лиза я решил избрать только прозу, а в прозе остановлюсь лишь на жанре повести. Передо мной восемь книг, выпущенных в издательствах «Современник», «Молодая гвардия», в Бурятском книжном в сериях «Новинки», «Наш день», «Современная си бирская повесть». Они объединены, во-пер вых, жанром — основу их составляют по вести, во-вторых, географией — все авторы являются писателями одной республики, и в-третьих, временем — книги вышли в середине 70-х — начале 80-х годов. Рассматриваемые повести распадаются, точнее сказать объединяются, вокруг нескольких тематических пластов. Один вз них — Великая Отечественная война. Это поистине неувядаемая, святая тема для всей советской литературы, постоянно по полняющаяся все новыми и новыми произ ведениями. Сюда внесли свой вклад и пи сатели Бурятии. Вспомним военные повести Хода Намсараева, Африкана Бальбурова и Данри Хилтухина, фронтовые дневники Жамсо Тумунова и Цокто Номтоева. Ныне в этот ряд можно поставить еще несколько повестей: «Месть» М. Осодоева, «В тени старого дома» Д. Эрдынеева, «Где ты, моя утренняя звезда?» С. Цырендоржиева, «Ку да ускакал конь» Б. Ябжанова, «Найде ныш» Н. Очирова. Местом действия этих повестей стали не поля ожесточенных сражений, а тыл, глубокий тыл. Эта напряженная, нелегкая тыловая жизнь нарисована, как правило, суровыми красками. На фронт уходят мужчины. Вот и Дулма, героиня повести «Где ты, моя ут ренняя звезда?», расстается со своим Жан- чипом. Маленький Агван помешал ей бро ситься вслед мужу на фронт. Горюет жен щина: «Дулма неподвижно сидит у печки и смотрит, как бьется огонь о стенки очага, как вырывается узкими языками к ней и снова бьется в тоске о прочные стенки печи, бьется, бьется...» Вскоре в улусе появляются первые эва куированные-ленинградцы, в доме Дулмы поселяются Мария Дронова с дочкой Ви кой. В первую спокойную за многие меся цы ночь Мария вспоминает блокадный Ле нинград, длинную очередь за пайком, пол зущую по стене, потому что сил стоять без поддержки у людей не было, вспоми нает, как выбирались по «дороге жизни», как потеряла свою дочь и нашл.а ее лишь через год... Тяжело всем, теперь женщины должны делать работу и за себя, и за ушед ших на фронт мужчин. Дулме и Марии приходится вдвоем следить за отаоой в во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2