Сибирские огни, 1984, № 1

кабинеты и мастерские, организованно на­ чали учебный год. И этот — ленинград­ ский — опыт хорошо помог на Кубе. Ведь там даже зданий не было. Национализиро­ вали лучшие дома, принадлежавшие мест­ ным и иностранным богатеям, оборудовали под школы и училища заброшенные мона­ стыри. Бывало и такое. Заняли под училище дом какого-то дельца, сбежавшего в США. Ребятишки заметили, что в одном месте стена, если по ней постучать, отзывается так, словно за кирпичом пустота. Позвали взрослых, те вскрыли стену, а в ней — спрятанные сокровища. Потом еще подоб­ ные находки были. По распоряжению Че Гевары в помещении министерства была организована выставка найденных сокро­ вищ. Специалисты-ювелиры утверждали, что стоимость «экспонатов» очень высока, были там вещи уникальные. Итак, приходилось начинать с нуля: не было кадров преподавателей, не было ма­ териальной базы и опыта Кубинские това­ рищи очень внимательно относились ко всем предложениям советских специали­ стов. Создаваемым училищам отдавали все самое лучшее. Помню, привезли из Испании станки, которых так еше недоставало промышленности республики. Но все они были переданы в училища! Запомнились мне и наши первые ученики. Отличал их глубокий патриотизм, честность, уважение к взрослым — слово старшего — закон — и огромная тяга к знаниям. Часто повто­ ряли кубинцы слова Хосе Марти: «Без зна­ ний нет культуры, без культуры нет сво­ боды!» Интересно, что сразу же -началось строи­ тельство не маленьких, училищ, ■а настоя­ щих учебных центров на несколько сот учащихся. Одной из причин такой масш­ табности была, конечно, как уже говори­ лось, необходимость формирования совре­ менного рабочего класса. Вторая же при­ чина в том, что с первых дней победы ре­ волюции кубинцы взяли на себя высокую интернационалистскую миссию, как бы приняли эстафету интернационализма, пе­ реданную Кубе Советским Союзом и дру­ гими странами социализма. Многие выпуск­ ники кубинских учебных центров работают сейчас в развивающихся странах, несут дру­ гим народам полученные знания и опыт. Да и в училищах Кубы работает немало тех, кто был среди первых, окончил учили­ ще в шестидесятые годы. — И хорошо работают, толковые масте­ ра получились,— вступает в. беседу дирек­ тор ТУ-14 А. И. Щербаков. Анатолий Ива­ нович вернулся с Кубы, где работал совет­ никам директора учебного центра, совсем недавно — в конце 1982 года. — В августе 1978 года,— рассказывает Щербаков,— я был командирован на Кубу для работы на строящемся учебном центре при теплоэлектростайции в городе Сантья- го-де-Куба, а по окончании работы на этом объекте, по просьбе. кубинской стороны, меня перевели работать в строящийся учебный центр в городе Сьенфуэгос.’ Конечно, с того времени, о котором рассказывал Константин Николаевич, не­ мало воды утекло. Многое изменилось на Кубе, есть, в частности, свои нациоиа.чь - ные умелые кадры, но помощь советских специалистов по-прежнему принимается с огромной благодарностью. Кубинские товарищи не раз говорили мне, что для них советские люди — пример, и, честное слово, было очень приятно узнать, что они в нас не разочаровываются. ■ — Мне и моим советским коллегам пришлось решать несколько иные задачи, чем те, что стояли перед вами, Константин Николаевич,— продолжал рассказ .Щерба­ ков.— Конечно, проводили и методическую работу, и занятия с мастерами производ­ ственного обучения, но прежде всего на нас- была возложена ответственность за техническое оборудование учебных цен­ тров. Особенно _горячо пришлось в Сьенфуэго- се. Учебный центр там строится при пер­ вой на Кубе атомной электростанции — объекте, которым заслуженно гордится кубинский народ. Впервые я приехал туда в апреле 1981 года. Кубинские товарищи показали мне площадку, покрытую зарослями како­ го-то колючего кустарника и джута: — Здесь будет АЭС. В сентябре уже просматривались конту­ ры стройбазы: мастерские, склады,— а еще через год заканчивались взрывные работы и выемка грунта. Такимй же темпами строился наш центр. Начали в январе 1981 года, а 17 июля на стройку приехал первый секретарь про­ винциального комитета компартии Кубы товарищ Умберто Мигель. Несколько ча­ сов вместе с руководителями строительст­ ва и нами — советскими специалистами — ходил он пол паляшими лучами солнца по строительной площадке. потом зашел в контору, оглядел присутствующих, спросил: ■— Ну что, первого сентября начнем за­ нятия? — Немного помолчал и сам утвер­ дительно сказал:— Начнем! Наверное, стоит сказать, что учебный центр включает в себя трехэтажный учеб­ ный корпус с кабинетами и лаборатория­ ми, два корпуса учебно-производственных мастерских, жилищно-бытовой блок с об­ щежитием и столовой, амфитеатр, спор­ тивный комплекс и зоны отдыха... Как мы работали в течение тех шести недель, что оставались до пуска? В пять утра были на работе, а заканчивали, как правило, за полночь. Зато в статье, опуб­ ликованной 1 сентября 1981 года в цент­ ральном печатном органе Коммунистиче­ ской партии Кубы — газете «Гранма», было сказано: «В живописном месте недалеко от Ка- стильо-де-Хагуа построено здание нового учебного центра— единственного технику­ ма в стране, оснащенного прекрасной ма­ териальной базой, в которой работает коллектив опытных преподавателей и ко­ торый предназначен для подготовки спе­ циалистов со средним техническим образо­ ванием и квалифицированных рабочих для АЭС, гигантского энергетического объекта страны, который строится на Кубе при техническом содействии Советского Союза. Техникум, в котором начался первый учебный год, рассчитан на 600 студентов... Здесь готовят специалистов для АЭС, строящейся в поселке Хурагуа, в прошлом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2