Сибирские огни, 1984, № 1
кабинеты и мастерские, организованно на чали учебный год. И этот — ленинград ский — опыт хорошо помог на Кубе. Ведь там даже зданий не было. Национализиро вали лучшие дома, принадлежавшие мест ным и иностранным богатеям, оборудовали под школы и училища заброшенные мона стыри. Бывало и такое. Заняли под училище дом какого-то дельца, сбежавшего в США. Ребятишки заметили, что в одном месте стена, если по ней постучать, отзывается так, словно за кирпичом пустота. Позвали взрослых, те вскрыли стену, а в ней — спрятанные сокровища. Потом еще подоб ные находки были. По распоряжению Че Гевары в помещении министерства была организована выставка найденных сокро вищ. Специалисты-ювелиры утверждали, что стоимость «экспонатов» очень высока, были там вещи уникальные. Итак, приходилось начинать с нуля: не было кадров преподавателей, не было ма териальной базы и опыта Кубинские това рищи очень внимательно относились ко всем предложениям советских специали стов. Создаваемым училищам отдавали все самое лучшее. Помню, привезли из Испании станки, которых так еше недоставало промышленности республики. Но все они были переданы в училища! Запомнились мне и наши первые ученики. Отличал их глубокий патриотизм, честность, уважение к взрослым — слово старшего — закон — и огромная тяга к знаниям. Часто повто ряли кубинцы слова Хосе Марти: «Без зна ний нет культуры, без культуры нет сво боды!» Интересно, что сразу же -началось строи тельство не маленьких, училищ, ■а настоя щих учебных центров на несколько сот учащихся. Одной из причин такой масш табности была, конечно, как уже говори лось, необходимость формирования совре менного рабочего класса. Вторая же при чина в том, что с первых дней победы ре волюции кубинцы взяли на себя высокую интернационалистскую миссию, как бы приняли эстафету интернационализма, пе реданную Кубе Советским Союзом и дру гими странами социализма. Многие выпуск ники кубинских учебных центров работают сейчас в развивающихся странах, несут дру гим народам полученные знания и опыт. Да и в училищах Кубы работает немало тех, кто был среди первых, окончил учили ще в шестидесятые годы. — И хорошо работают, толковые масте ра получились,— вступает в. беседу дирек тор ТУ-14 А. И. Щербаков. Анатолий Ива нович вернулся с Кубы, где работал совет никам директора учебного центра, совсем недавно — в конце 1982 года. — В августе 1978 года,— рассказывает Щербаков,— я был командирован на Кубу для работы на строящемся учебном центре при теплоэлектростайции в городе Сантья- го-де-Куба, а по окончании работы на этом объекте, по просьбе. кубинской стороны, меня перевели работать в строящийся учебный центр в городе Сьенфуэгос.’ Конечно, с того времени, о котором рассказывал Константин Николаевич, не мало воды утекло. Многое изменилось на Кубе, есть, в частности, свои нациоиа.чь - ные умелые кадры, но помощь советских специалистов по-прежнему принимается с огромной благодарностью. Кубинские товарищи не раз говорили мне, что для них советские люди — пример, и, честное слово, было очень приятно узнать, что они в нас не разочаровываются. ■ — Мне и моим советским коллегам пришлось решать несколько иные задачи, чем те, что стояли перед вами, Константин Николаевич,— продолжал рассказ .Щерба ков.— Конечно, проводили и методическую работу, и занятия с мастерами производ ственного обучения, но прежде всего на нас- была возложена ответственность за техническое оборудование учебных цен тров. Особенно _горячо пришлось в Сьенфуэго- се. Учебный центр там строится при пер вой на Кубе атомной электростанции — объекте, которым заслуженно гордится кубинский народ. Впервые я приехал туда в апреле 1981 года. Кубинские товарищи показали мне площадку, покрытую зарослями како го-то колючего кустарника и джута: — Здесь будет АЭС. В сентябре уже просматривались конту ры стройбазы: мастерские, склады,— а еще через год заканчивались взрывные работы и выемка грунта. Такимй же темпами строился наш центр. Начали в январе 1981 года, а 17 июля на стройку приехал первый секретарь про винциального комитета компартии Кубы товарищ Умберто Мигель. Несколько ча сов вместе с руководителями строительст ва и нами — советскими специалистами — ходил он пол паляшими лучами солнца по строительной площадке. потом зашел в контору, оглядел присутствующих, спросил: ■— Ну что, первого сентября начнем за нятия? — Немного помолчал и сам утвер дительно сказал:— Начнем! Наверное, стоит сказать, что учебный центр включает в себя трехэтажный учеб ный корпус с кабинетами и лаборатория ми, два корпуса учебно-производственных мастерских, жилищно-бытовой блок с об щежитием и столовой, амфитеатр, спор тивный комплекс и зоны отдыха... Как мы работали в течение тех шести недель, что оставались до пуска? В пять утра были на работе, а заканчивали, как правило, за полночь. Зато в статье, опуб ликованной 1 сентября 1981 года в цент ральном печатном органе Коммунистиче ской партии Кубы — газете «Гранма», было сказано: «В живописном месте недалеко от Ка- стильо-де-Хагуа построено здание нового учебного центра— единственного технику ма в стране, оснащенного прекрасной ма териальной базой, в которой работает коллектив опытных преподавателей и ко торый предназначен для подготовки спе циалистов со средним техническим образо ванием и квалифицированных рабочих для АЭС, гигантского энергетического объекта страны, который строится на Кубе при техническом содействии Советского Союза. Техникум, в котором начался первый учебный год, рассчитан на 600 студентов... Здесь готовят специалистов для АЭС, строящейся в поселке Хурагуа, в прошлом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2