Сибирские огни, 1984, № 1

Хитрый способ Меня знакомые часто спрашивают: как это вам удается приобре­ тать всякие дефицитные вещи? Может, знакомые продавцы или еще какой блат? Я всегда отвечаю: знакомые продавцы, товароведы, черные ходы, в общем, весь так называемый блат — штука очень нехорошая. Мы его Изживаем и, дайте срок, совсем вырвем с корнем. Никакого блата в сво­ ей практике я не допускаю. Просто надо знать некоторые приемы, так сказать, методу обращения с работниками торговли. Я имею в виду, разумеется, не взятку — боже упаси! Не стоит совать должностному лицу деньги, от этого будут такие неприятности, что и подумать про­ тивно. А дефицитных товаров в доме не прибавится, скорее- даж е наоборот. Я действую так. Предположим, необходимо мне приобрести голубую финскую мой­ ку, а также оригинальную настольную лампу. Прихожу в магазин (ж е ­ лательно в конце дня), осматриваюсь. Направо — отдел электротова­ ров, в котором должны бы, по идее, торговать лампами, но не торгуют. Налево — отдел, где отродясь не бывало финских моек. (Примечание. Это ничего, что ни ламп, ни моек в продаже нет. Главное — верить, что они есть на складе. Или в подсобке. Или в ящи­ ках, которыми уставлен коридор, ведущий к кабинету директора, или еще где. Но есть! Надо верить в это, ибо без веры только семечки на рынке покупать, и то обманут.) Я не суетюсь, не подбегаю к продавцам, не тяну их за рукав, обе­ щая «отблагодарить»— так поступают дилетанты, которых не клевал в голову цыпленок-табака. Я. опытный и холодный специалист, начи­ наю расхаживать по залу, с рассеянным видом прицениваться, скажем, к холодильнику «Кристалл». (Второе примечание. Если у вас есть враг, подарите ему этот хо­ лодильник, не пожалеете!) Хорошо также стать в очередь за каким-нибудь там гаечным клю­ чом «на восемнадцать». Важно не упустить ничего из того, что проис­ ходит в магазине. А надо заметить, в подобных местах трудятся, как правило, ж ен ­ щины. Причем женщины молодые, полные энергии и крайне неустойчи­ вые в психологическом плане. Нервная атмосфера, придирки покупате­ лей, вообще целодневная толчея приводят их к концу смены в состоя­ ние, по температуре близкое к холодной плазме. А 30-го и 31-го чис­ л а — даж е к горячей. И девушки, утром еще выглядевшие ангелами в голубых халатиках, начинают грызться между собой. Тут зевать нельзя. Я прячусь за «Кристалл» и прислушиваюсь к- беседам наэлектризованных продавщиц. — Женька!— кричит небесное создание с искаженным от злобы лицом.— Сколько раз повторять: не троньте нашу швабру! Скоро ма­ газин закрывать, что я в дверь вставлю? Прибегает Женька и з/отдела электротоваров (ага!), и разговор продолжается плохо приглушенным шепотом: — С каких это пор я должна за’ вашей шваброй следить, интерес­ но знать? — А с тех, что берете, а на место не ставите! — Так следить за ней надо, а не висеть весь день на телефоне. С Вовочкой ненаглядным наболтаться не может! Дома ему до смерти надоела, так и на работе покоя не дает! — А тебе и завидно. Видать, Сашка-ухажер поматросил да и... Отдавай швабру! • • Перепалка разгорается. Покупатели переминаются с ноги на ногу и сдержанно гудят. Наконец победиршая Женя, торжествующе подняв

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2