Сибирские огни № 12 - 1983
случайно. Ни перед кем, наверное, так бо лезненно-остро в это время не стоял воп рос о самоопределении. Уже невозможно было «все мысли о себе происходящем» откладывать на потом, ибо это «потом» уже сейчас требовало ответа. Тема «интеллигенция и революция» в со ветской литературе получила широкое ос вещение. Достаточно вспомнить трилогию А. Толстого «Хождение по мукам», пьесы и повести М. Булгакова, М. Лавренева... Однако перед интеллигенцией в романе «После бури» встает,уже не традиционный для литературы 20-х годов вопрос о при нятии или непринятии революции как та ковой. Выбор осложнился: теперь, когда революция утвердилась в стране повсеме стно, надлежало искать не берег, к которо му можно было бы приткнуться или отси деться под ним до лучших времен, а свой жизненный фарватер на необратимом исто рическом пути новой России. И закономерно, - что Корнилов, появив шийся в начале романа в захолустном1 го родке Аул с явным намерением «лечь на дно», в конце концов начинает ощущать «желание распропагандировать в самом себе такую революцию, которая преодоле ла бы всякую «бывшесть». И к концу пер вой книги мироощущение Корнилова дей ствительно проясняется, появляются пред посылки к кардинальной перестройке его самосознания: «Но вот что испытал, какие неожидан ные чувства пережил Корнилов: ему было приятно прислониться к власти, К совет ской власти! Плечами ощутил он какую-то опору и основу, какой-то принцип, какой- то способ жизни... и вот уловил соответст вие тому способу...» Но какая трудная борьба предшествует этой начавшейся перестройке сознания! Работа над романом продолжается. По ка неизвестно, какими событиями обрастут следующие часта трилогии. Однако пози ция автора ясно вырисовывается уже сей час. Нэп и то отдаленное десятилетиями время €. Залыгин видит взглядом современ ного художника, сопрягая историческое прошлое с днями сегодняшними. И всей логикой своего повествования писатель призывает не забывать бесценного опыта, истории, внимательно прислушиваться к не му, ибо, как и в природе, в общественном развитии не бывает ничего бесполезного. Художественная проза С. Залыгина, как нетрудно заметить, несет в себе добротный публицистический заряд. Однако известен он и как «чистый» публицист, поднимаю щий сложнейшие проблемы социально-эко номического развития страны, экрлогии. Публицистическое творчество С. 'Залыгина отличают принципиальность позиции, ярко выраженная гражданственность, страст ность в отстаивании своих взглядов. Ставя' в своих публицистических выступлениях проблемы поистине общегосударственного значения (касаются они прежде всего ра зумного и рационального использования природных богатств страны), он требует к ним такого же, общегосударственного, подхода, резко критикуя ведомственность, местничество. Особенно показательна в этом отношении серия залыгинских ста тей («Леса, земли, воды», «Леса, земли, воды и ведомство», «Дело народное, а не ведомственное»), где писатель выступил против плохо обоснованного проекта Ниж не-Обской ГЭС, а также статья, посвящен ная мелиорации,— «Вода й земля Земли». Статьи С. Залыгина имели сильнейший резонанс не' только среди читателей, но и специалистов, ответственных государст венных работников. На страницах «Лите ратурной газеты» развернулась , широкая дискуссия, результатом которой явилось приостановление подготовки строительства Нижне-Обской ГЭС. В данном эпизоде жизни писателя (по учительном, надо сказать, для иных совре менных литераторов, предпочитающих парить «над схваткой»), пожалуйте наи большей очевидностью проявилась его творческая и человеческая цельность, слитность личных и общественных инте ресов. И это, конечно, не единственный пример активного вторжения писателя и публици ста С. Залыгина в гущу современной жиз ни. Каждое его публицистическое выступ ление — тому подтверждение. Общественная активность С. Залыгина нашла свое отражение не только в его творчестве, в частности, в публицистике. Сергея Павловича вообще трудно предста вить себе вне текущей общественной жиз ни, которая давно стала его второй жиз нью. Он секретарь Правления Союза писа телей РСФСР, председатель совета по прозе РСФСР, председатель совета по ла тышской литературе, руководитель семина ра в Литературном институте имени А. М, Горького.... А его бесчисленные 'хлопоты по созданию исторических и литературных музеев — Поля Куликова, музея Гиляров ского... А заботы о публикации произведе ний забытых писателей... Всего не пере числить. Но ведь есть и другого рода обществен ная деятельностьв изначальном, так сказать, ее понимании — общение с людь ми, со своим читателем, который ждет от любимого писателя не только книг, но и живого, проникновенного слова, личного с ним контакта. С. Залыгин охотно идет навстречу такому контакту в многочислен ных. встречах с читательской аудиторией в самых различных уголках нашей страны и за рубежом. Сергею Павловичу Залыгину исполняет ся 70 лет, но он полон энергии и творче ских замыслов, и есть все основания наде яться, что писатель еще не раз порадует нас яркими и глубокими, самобытными и неповторимыми художественными полот нами, удивит неожиданными в своей ори гинальности суждениями, что голос его в нашей' литературе будет продолжать звучать так же заметно и уверенно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2