Сибирские огни № 12 - 1983
пиалиетичеекое отношение к собственности и труду, воды утекло немало, хотя в исто рическом масштабе это ‘ и был, может быть, какой-то краткий миг. Но в истории советского государства миг этот стал це лой эпохой, известной под названием «но вая экономическая политика», эпохой ко торой суждено было подготовить почву для подлинно социалистических отношений во всех сферах нашей жизни, сделать их не только реальными, но и практически назревшими, необходимыми. Нэп завязал в один узел отношения са мых различных слоев, классов, прослоек на почве. одной важнейшей проблемы: как сочетать в себе самом две резко противо положных человеческих природы— личную и общественную. И «с этой точки зрения,— поясняет С. Залыгин в другом своем ин тервью,— нэп... период совершенно особен ный, потому что здесь все человеческие природы стали всем на свете — и полити- ,кой, и образом жизни, и поиском новых путей, и средством решения тех задач, ко торые перед новым государством стояли. А еще: все это происходило после бури —• после событий 1905 и 1914—1917 годов, после гражданской войны...» Отсюда и название роман'а. Настолько же обобщенное, эпическое, насколько и конкретно-точное. Жизнь небольшого сибирского городка Аул, где происходят основные перипетии пефвой книги романа, и впрямь напомина ет взбаламученную недавним штормом морскую бухту. Содержание романа и со ставляет изображение процессов брожения, неустойчивого существования различных слоев и прослоек, вызванного введением нэпа. Несмотря на идейную, социальную и ду ховную неоднородность, большинство пер сонажей романа имеет одну общую точку соприкосновения — за редким исключением, все они осколки старого мира (не случай но первоначально автор собирался на звать свое произведение —«Осколки»), во лею обстоятельств оказавшиеся в чуже родной среде и вынужденные адаптиро ваться в ней. Эти — всякого рода «бывшие», а также примыкающие к ним мещане-обывятели— один из обширных слоев старой России. Все они уж было начали приноравли ваться к жестким условиям, военного ком мунизма, но вдруг оказались перед необ ходимостью нового, гигантского по мас штабам и сложности, эксперимента, который, в ряду других, должен был ре шить и такую труднейшую задачу: как все это «бывшее» в образе жизни и созна нии людей превратить в настоящее, спо собное продолжиться в будущем? Но что так настораживало, даже пугало всех «бывших» в нэпе, так это стремитель ность и решительность, с какой суровые ограничения военного коммунизма смени лись более «облегченными», на первый взгляд, условиями новой экономической политики. «Все ужасы и того, и другого, всеобщего равенства и всеобщего разли чия, отрицания собственности и приобре тения ее» одинаково приводят «бывших» к растерянности. И никак не укладывается в их сознании то обстоятельство, что мож но «совместить в одном человеке и комму ниста, и предпринимателя», частную ини циативу с государственной необходимо стью. * Нэп породил немало парадоксов, обна жил явления, прежде не бросавшиеся в глаза. Новая экономическая политика временно примирила пролетариат и бед нейшее крестьянство с частнособственниче ской прослойкой. Но нэп же и нередко сводил для участия в одном деле бывших хозяев со своими бывшими холопами, за частую меняя их местами или же ставя во взаимозависимые условия. И конфликт этот, осложненный столь непривычной ме таморфозой, оказывался особенно трудно разрешимым. Бывшему хозяину гораздо проще было примириться с тем, что его место займет антагонист по духу и миро воззрению, нежели беспринципный, вскорм ленный кусками с барского стола, холоп, который, выпрягаясь, тут же начинает пре тендовать на «общечеловеческую муд рость». Но и не примириться нельзя: нет у бывшего хозяина бывшей его силы и вла сти. Великолепный образчик такого выпряг шегося из холопского хомута типа С. За лыгин в романе «После бури» показал в лице некоего Сенушкина — одного из ра бочих буровой конторы, владельцем кото рой стал главный герой произведения Петр Николаевич Корнилов. Автор изобразил личность настолько же презанятную, лег кую в общении, всюду уживчивую, на сколько и мрачную, даже жутковатую по своему существу. «Они не страшились ни чего, шмыгая из угла в угол каких угодно событий, они были везде, но везде в коман дах трофейных, караульных, похоронных и лишь изредка в окопах, они всякий раз оказывались под рукой у того, дому надо было подавить любой беспорядок, и они же первые грабили, поджигали». Так ха рактеризует С. Залыгин тип людей,, оли цетворяемый Сенушкиным. А феномен Сенушкина С. Залыгин объ ясняет тем, что «сенушкины умеют прятать ся за спины миллионов, выдавая себя за них». Прав писатель и в том, что сенушки ны опасны не только социально, но и поли тически, поскольку тоже «участвуют в жиз ни, снизу доверху участвуют в ней». И не так-то просто от них избавиться. Но не только сёнушкиных всколыхнула, призвала к деятельности новая экономиче ская политика. Самых различных, непохо жих друг на друга людей растревожила она. В романе это и начетчик Митрохин, для которого грамотность —панацея от всех общественных недугов, и полупроле тарий Портнягин, для которого все едино, что сознательность, что закон божий, и, одержимый навязчивой идеей написать «книгу ужасов», буровой мастер Иван Ип политович, и председатель потребкоопера ции «Смычка» Барышников, и уполномо ченный уголовного розыска (УУР), и, ко нечно же, представитель интеллигенции Петр Корнилов — бывший приват-доцент Петербургского университета, бывший бе логвардейский офицер, а ныне сначала ве ревочник, потом владелец буровой конторы и, наконец, председатель артели веревоч ников. Фигура мятущегося интеллигента в ка честве связующей оси романа возникла не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2