Сибирские огни № 12 - 1983
каном-философом... Но если, скажем, Ман сурова, как бы живя на двух планетах — реальной и воображаемой — пытается, все- таки, сблизить их орбиты, вернуться к природе, к себе изначальной, то Дроздов, пренебрегая Природой, навсегда остается, на планете «безответственного размышле ния». Свою литературную деятельность С. За лыгин начинал с «малой прозы». Остался он ей верен и до сей поры, о чем свиде тельствуют его рассказы последних лет. И по тематике, и по творческим задачам, и по художественному уровню они очень разные — эти рассказы. Такие, как «Вылечила» и «Анекдоты из кизни Кудашкина А. Я.», в делом не вы ходят из рамок традиционного бытовизма. Более социально значимыми, и художест венно убедительными видятся рассказы «Фестиваль», «Пилот первого класса Ку ликов», «Наши лошади», «Мария и Ма рия». В строго жанровом отношении «Фести валь» трудно назвать рассказом. Нет здесь сквозного сюжеТа, законченной компози ции, героем движет так называемый «по ток сознания». Умирающий художник, сам устраивает смотр тому, чем и как жил все эти годы. А жил замыслами, героями и об разами своих произведений, суетой в искус стве и около него, постоянным стремлени ем' убежать от этой суеты, чтобы, наконец, сделать что-то выдающееся. Рассказ во многом перекликается с повестью «Ось ка — смешной мальчик» и романом «Юж ноамериканский вариант». И тут, и там человек пытается возвратиться к себе истинному, естественному, освободиться от противоречий и условностей, очистить свой талант от слоя фальши и пошлости, нале та цинизма. Разница только в сферах пои ска и его способах, Совсем не похож на «Фестиваль», как, впрочем, и почти на все остальные расска зы С. Залыгина, «Пилот . первого класса Куликов». Четко и недвусмысленно ста вится здесь проблема «чести в деле». (А именно так можно охарактеризовать конфликт между, инспектором-синоптиком Пименовым и асом северных трасс летчи ком Куликовым). Так же четко, в конкрет ных житейских ситуациях, выясняется нравственная суть каждого из героев. И, несмотря на то, что рассказ написан о'событиях военного тыла, главный герой его Куликов — этот рубаха-парень, «оба яшка», классный летчик, но рвач, циник й нечистоплотный в делах человек — иск лючительно злободневен и современен. Читая рассказ «Наши лошади», сразу же вспоминаешь «Тропы Алтая». Оба про изведения об ученых-биологах. Можно провести параллели между отдельными персонажами романа и рассказа (напри мер, между Вершининым и Богоевским). Тем не менее сходство между произведе ниями чисто внешнее. Несколько особняком в залыгинской но веллистике последнего времени стоит рас сказ «Мария и Мария». Здесь писатель отталкивается от собственных литературо ведческих эссе, посвященных классикам. Особенно ощутима интонация прекрасной работы о Чехове «Мой поэт». Но если в эссе' С. Залыгин, как и должно быть в литературоведческой работе, ведет раз говор о творчестве художника, о природе его таланта, то в рассказе изображена судьба поэта, увиденная через призму «ге ния женщины». «Мария и Мария»— вдохновенный поэ тический гимн духовной красоте и величию женщины, без которых немыслимым было бы величие поэта. Если задуматься над тем, что же объ единяет залыгинские рассказы при всей их разнородности, можно прийти к выводу: прежде всего — личность художника-экс- периментатора. Экспериментаторство, как говорилось,— одна из примечательных черт дарования С. Залыгина. И в рассказах последних лет стремление писателя к экс перименту, к использованию и опробова- ник> самых различных, а порой даже и не сколько необычных в формальном отноше нии художественных средств особенно ощутимо и говорит о том, что писатель находится в постоянном поиске. / - б В 1980—1981 годах журнал «Дружба народов» публикует первую книгу нового романа С. Залыгина «После бури». Работа над ним продолжается (автором задумана трилогия), и пока, конечно, преждевремен но делать какие-то окончательные выводы, но уже и сейчас, когда контур произведе ния вырисовался достаточно четко, появи лась возможность (хотя бы и предвари тельно) поразмыслить наД тем, что и как пытается сказать' нам романист. Но сначала —почему? Почему вдруг нэп, почему эта странная и разношерстная публика, так не похожая ни на основа тельных, мудро-разговорчивых залыгин- ских мужиков, ни на его рефлексирующих интеллектуалов? Как и всегда, С. Залыгин охотно идет навстречу нашим недоумениям. В одном из своих интервью он говорит по этому по воду: - «Очень интересный период! Очень немно го аналогий можно найти ему в истории вообще — такое же вот пересечение и пере плетение частной, коллективной и государ ственной деятельности, такое же разнооб разие психологий, самосознаний, поисков, потерь и находок, и все это на фоне толь ко что минувших катаклизмов...» Нетрудно заметить, что на другом мате риале, с другими героями, в новой для се бя художественной форме С. Залыгин воз вращается по сути к своей магистральной теме, которую он много лет разрабатывал в своей сибирской трилогии — теме соци ально-психологической и политической эво люции русского человека на важнейшем для нашей страны историческом переломе, вызванном Октябрьской революцией. Шаг за шагом прослеживал писатель эту эволюцию в повести «На Иртыше», в романах «Соленая Падь» и «Комиссия». Но... что-то пропущенным оказалось в этой цепи, какое-то выпадало в ней звено. Ведь с того времени, когда в стране повсемест но утвердилась Советская власть, и до то го, когда прочно стало утверждаться со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2