Сибирские огни № 12 - 1983
,ским, который в статье «Грозовые дни» пи сал: «Мы, пожалуй, впервые читаем про изведение, в котором так отчетливо гово рится: в современном мире нет ничего труд нее демократии». И ценность романа «Соленая Падь» как раз в том и состоит, что писатель не пожалел сил и красок изобразить, в каких трудах и ожесточен ных, хоть и незримых порой, боях рожда лась наша сегодняшняя социалистическая демократия. Роман «Соленая Падь» пользуется у чи тателей заслуженной и прочной популяр ностью. О нем существует целая литерату--. ра, поэтому, видимо, нет нужды вновь входить в подробный анализ романа, об щественная и художественная значимость которого не вызывает сомнения. Хочется только отметить, что появление «Соленой Пади» ознаменовало в нашей литературе о гражданской войне новую важную веху в художественном исследовании этого сложнейшего исторического периода. 4 Одновременно с работой над циклом произведений, посвященных сибирской де ревне на разных этапах ее развития, С.* За лыгин задумывает вещи и совсем иного плана, касающиеся иных сфер уже совре менной жизни. Как и произведения сибир ской трилогии, они, может быть, и не столь последовательно, но тоже выстраивают оп ределенный ряд, создают еще одно направ ление залыгинского творчества. Ведущим в данном ряду является роман «Южноамериканский вариант». Замысел его у С. Залыгина возник, еще когда пи салась повесть «На Иртыше». В 1963 году в статье «Искусству много места на зем ле» писатель поделился размышлениями; которым десять лет спустя суждено будет воплотиться в новом романе: «Нынче выход женщины с орбиты семей ной на орбиту общественную переживает ся ею очень трудно. Она к этому мало подготовлена, несет много потерь. Она не освобождена еще обществом от целого ря да домашних обязанностей, но в то же время общество настойчиво требует ее к себе. ...Вот почему я думаю, что совре менной литературе так не хватает «Анны Карениной» XX века со всеми его социаль ными противоречиями, с проблемой семьи, с задачей во, что бы то ни стало помочь распространить свой гений на общество». Проблема, как видим, сформулирована так, что может позавидовать ученый-со циолог. Но привлекает в этих рассуждени ях прежде всего мысль о «гении женщи ны», мысль, ставшая сквозной не только для данного произведения, но и по сути для всего творчества С Залыгина. Более того, она явилась той связующей мыслью, которая в главном объединяет и Зинаиду Панкратову, и Дору Мещерякову, и Клав дию Чаузову, и Онежку, и, наконец, глав ное действующее лицо «Южноамерикан ского варианта» Ирину Викторовну Ман сурову с героинями русской классики. Во всяком случае вопрос, возникший пе ред Ириной Викторовной на пороге ее со рокапятилетия, весьма традиционен, им задавались персонажи сотен произведений русской и советской литературы, посвящен- ных взаимоотношениям мужчины и жен щины. «Для чего-тр она взрослела и умнела, для чего-то она была матерью, была же ной,— наверное, не только для того, чтобы быть только матерью и только женой, а еще и того ради, чтобы быть женщиной. Какой?» — спрашивает себя Ирина Викто ровна. Традиционность романа «Южноамери канский вариант» обнаруживается и в сю жетной основе. В один прекрасный момент Ирина Викторовна почувствовала, что раз любила мужа и стала мечтать о «Большой Любви! Огромной!» Быстро нашлась кан дидатура —Никандров, ее сослуживец, ко торый, как оказалось, к ней тоже «неровно дышит». Образовался старый, как мир, лю бовный треугольник. Правда, наполнен он уже иным, современным, социальным со держанием, отражающим наше время. Да и героиня романа мало чем в своих по ступках и образе жизни напоминает Анну Каренину или чеховскую «даму с со бачкой». Ирина Викторовна Мансурова — совре менная эмансипированная энтээровская женщина, очень деловая, энергичная, во левая. Никакого социального неравенства, в отличие от классических героинь, она, естественно, не испытывает. Замуж выхо дит по любви, а не по принуждению или расчету. У нее есть благополучная семья и интересное дело. Что же тогда заставило Мансурову разорвать круг привычной жиз ни? Какой «пропущенный материал» она наверстывает в своей связи с Никандро- вым? Насколько сложен и неоднозначен этот вопрос, писатель доказывает, раскрывая взаимоотношения Ирины Викторовны с возлюбленным, членами своей семьи, со служивцами. А дело, вероятно, прежде всего в том, что, выйдя замуж, Мансурова как-то до вольно быстро и незаметно становится «только матерью и только женой», чему во многом способствует ее муж, Мансуров- Курильский. . Он был человеком неплохим: интелли гентным, неглупым, прекрасным семьяни ном, если понимать под этим только стро гое соблюдение брачных уз! Но... (пара доксальная, на первый взгляд, претензия) «муж всегда был очень близок Ирине Вик торовне. ...Он был во всем очевиден». Под этой «очевидностью» Ирина Викто ровна подразумевает скорее всего тоскли вую семейную обыденность, отсутствие какой бы то ни было романтики и поэзии в супружеских отношениях. Не лишенную тяги к возвышенному, необычному, Ирину Викторовну эта «очевидность», обыден ность все больше тяготит, отдаляет от му жа, заставляет забывать себя как женщи ну, способную дарить любовь и очарова ние. Собственно, и Никандров поразил ее во ображение потому, что показался ей дале ким от опостылевшей очевидности. Некото рое время дымка тайны окружала его, и он ртал Рыцарем Ирины Викторовны — воп лощением «Большой Любви». И от «Большой Любви» Мансурова ждет чего-то необычного, неизведанного —на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2