Сибирские огни № 12 - 1983
наиболее важно, ибо в отношении челове ка к природе писатель видит один из главных критериев определения нравст венной сути личности. Поэтому и природа в произведениях С. Залыгина не только категория социально-экономическая, но и нравственно-философская. Природу С. Залыгин рассматривает как равноправного партнера человека, ну, а где как не в повседневности, проверяется прочность и справедливость этого равно правного союза? Расстановка сил в романе «Тропы Алтая» осуществляется автором в зависимости от повседневного ощущения героями природы, повседневного к ней отношения. На одном полюсе мы видим профессора Вершинина, интересующегося природой лишь как материалом, объектом научных исследований; рядом с ним Левочку Реут- ского -х- молодого карьериста и приспособ ленца, для которого природа значит еще меньше. На другом • полюсе — Рязанцев, Онежка, Лопарев, Андрей Вершинин, сын профессора. Для них природа —часть их собственной жизни.. Впрочем, разведя своих персонажей по полюсам, С. Залыгин не стремится строить роман на антагонистическом противостоя нии. Ведь и Вершинин-старший — человек, в общем-то, неплохой и не случайный в географии, в науке, наиболее тесно смы кающейся с природой. Другое дело, что, мечтая об открытии, о создании собствен ного «я» в науке, он не думает о том, что только бескорыстное служение приро де способно принести положительные ре зультаты, обернуться во благо для челове ка и человечества. В «Тропах Алтая» два дарования, поэта и ученого, слились воедино. Поэтическое восприятие мира природы, нежная аква- рельность красок сочетается в романе с научной точностью. В «Интервью у самого себя», говоря о «Тропах Алтая», С. За лыгин подчеркивал, что он хотел сделать действующим лицом этой книги «свои раз мышления по поводу природы, географии как науки...» Напряженно пульсирующая мысль автора, его активное «сосуществова ние» (а за многими из героев романа от четливо просматривается сам писатель со своей позицией) с персонажами, его пуб лицистическая энергия делают произведе ние весомей, значительней, гражданствен ней. Не всегда, правда, оба вышеназванных начала находятся в гармоническом равно весии; ученый иной раз подавляет в С. Залыгине поэта, и тогда роман стано вится больше похожим на научный трак тат. Но там, где мера и равновесие соблюдены, где мысль научная органично вплетается в мысль художественную,— там есть все основания говорить о зарож дении новых стилевых основ, которые будут характерны для последующих про изведений С. Залыгина. 2 Роман «Тропы Алтая» явился для С. За лыгина этапной вещью в том отношении, что с его появлением по сути закончился продолжавшийся более двух десятков лет процесс становления н самоутвержде ния Залыгина-художника. Сразу после публикации «Троп Алтая» писатель приступает к работе над «Соле ной Падью» — романом о гражданской войне в Сибири. Но... в 1964 году, в фев ральском номере «Нового мира», появля ется небольшая повесть, посвященная кол лективизации,— «На Иртыше». А случилось так. Приехав в Барнаул изучать местные архивы, в старых подшив ках газет писатель наткнулся на знакомые названия деревень, где когда-то пришлось ему работать, обнаружил имена людей, с которыми встречался. И, как признается автор, «появилась потребность написать о тех днях...» Впрочем, С. Залыгина и всегда-то волно вало прошлое сибирского крестьянина, то, какими путями и через какие преграды шел он к новой жизни. Повесть «На Иртыше» посвящена одному из драматичнейших моментов коллективи зации в Сибири. Действие происходит в сибирском селе Крутые Луки в 1931 году. Крестьянин-середняк, только что вступив ший в колхоз, Степан Чаузов спасает от пожара колхозное зерно, амбар с которым подпалил крутолученский кулак Александр Ударцев. Ослепленный гневом, Чаузов подговаривает мужиков и вместе с ними спихивает под обрыв дом Ударцева. А в это же самое время жена Чаузова Клашка приютила всвоей избе лишившихся крова жену и детей бежавшего из села Ударцева. И у Степана не хватает духу выгнать на улицу их, ибо сердцем он чувствует, что в случившемся нет никакой их вины. Степан Чаузов всей душой за колхоз, в нем он видит будущее крестьянина, тем не менее, когда после пожара встает во прос о дополнительной сдаче зерна на семена, он категорически отказывается, объясняя свое решение тем, что зерно-то последнее, а ртов у него прибавилось и обрекать своих и прибившихся к нему де тей на голод он тоже не имеет права. Чаузова объявляют кулаком и высылают из села. История, происшедшая с Чаузовым, в общем-то, не уникальна для того напря женного и противоречивого времени, И де ло, разумеется, не в ситуации как таковой, а в том, с каких идейно-художественных позиций подошел к ней писатель. Конечно, следуя железной логике одного из персонажей повести «чинуши с партий ным билетом» Корякина, можно было и в самом деле посчитать Степана Чаузова злостным кулацким элементом. Или, напротив, начав «спасать» главного героя, перенести огонь на перегибщиков Корякина и Мишу-уполномо'ченного, как .главных виновников драмы Чаузова. Однако С. Залыгин не пошел ни- по одному из этих путей. «Новизна и подлин ный смысл образа Чаузова заключается в том, что крестьянин у С. Залыгина высту пает не только как объект воздействия противоборствующих сил, но и как равно правный субъект истории, как умный че ловек, желающий до конца идти за тем, что составляет, по его мнению, душу Со ветской власти, — совершенно точно опре деляет суть героя повести «На Иртыше» критик Н. Яновский.—А в Советской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2