Сибирские огни № 12 - 1983
почти незаметно прошла первая книжка рассказов (Омск, 1941) С. Залыгина. После защиты институтского диплома С. Залыгина направляют в Салехард. Здесь он проработал три года. Север, конечно, многое дал С. Залыгину как специалисту- гидрологу,. но, пожалуй, еще больше — как писателю. Можно даже утверждать, что именно Север по-настоящему и открыл в нем наблюдательного художника, уме ющего передать. неповторимые краски природы, проникнуть в психологию чело века. Об этом свидетельствует вторая кни га писателя— «Северные рассказы», вы шедшая в 1947 году в Омске. С «Северными рассказами». С. Залыгин пришел в литературу. Но лишь почти че рез два десятилетия она станет для него единственной профессией. Дело в том, что к моменту появления «Северных рассказов» С. Залыгин подавал значительные надежды не только на лите ратурном, но .и на научно-техническом поприще. Нелишне вспомнить, что самая-то первая его книжка (1937 год) была вовсе не художественной, а касалась вопросов практического использования северных земель Омской области. И долгое время свою инженерную, а потом научную, дея тельность С. Залыгин считал попросту бо лее полезной для государства и совсем не представлял себя в ином качестве. Уехав .из Салехарда, С. Залыгин не рас стается с Сибирью. Работает инженером- гидрологом в проектном бюро, начальником изыскательской партии, руководителем гидрографических работ в бассейне Средне го Иртыша и Нижней Оби. Потом — за щита диссертации и десять лет заведова ния кафедрой мелиорации в Омском сель скохозяйственном институте... Столь разнообразная, насыщенная жизнь столкнула писателя со многими из его бу дущих героев, помогла увидеть немало острых общественных проблем. Так, работая на кафедре мелиорации, С. Залыгин часто наезжает в колхозы и совхозы, знакомится с ведением хозяйства. Живое общение с земледельцами на пра вах заинтересованного участника общего дела, а не стороннего наблюдателя позволи ло писателю глубоко и всесторонне рас смотреть жизнь российской деревня начала 50-х годов и. художественно отразить ее в серии очерков «Весной 1954 года». Вслед за Овечкиным С. Залыгин один из первых в советской литературе заговорил о заботах и проблемах «районного звена». Однако, увидев недостатки и неурядицы в руководстве сельским хозяйством, он не обошел вниманием и сдвиги, происшедшие в селе, сумел передать ту творческую ок- рыленность и одержимость, с которой трудились лучшие люди послевоенной де ревни. Основательное знание деревни позволило создать С. Залыгину и ряд ярких запоми нающихся образов как руководителей, так и рядовых колхозников. Несомненно за помнился. читателям директор Буяновской МТС с его острым умом, принципиаль ностью, творческой дерзостью, непреходя щим чувством хозяина родной земли. За помнился и секретарь райкома Фоминых, привыкший перекладывать свою ответствен ность на чужие плечи. Наверняка не остал- ц еябнреквд огни № 1а ся без читательского внимания и образ «списанного человека» Пислегина —про славленного бывшего первого директора МТС, руководителя умного, опытного, дея тельного, но из «добытчика», для хозяйства превратившегося в откровенного рвача и хапугу. | Тему экономических и социальных пере мен, происходивших в послевоенной де ревне, С. Залыгин очерками не исчерпал. Он продолжает ее во многих своих рас сказах, таких, например, ' как «Блины», «Функция», «Красный клевер», появивших ся в тех же пятидесятых годах. Рассказы эти отличает не только злободневность, но и сатирическая заостренность, нацелен ности на выявление недостатков, мешаю щих развитию нашего общества. Сатирическое начало, обнаруживающее ся в рассказах 50-х годов, впоследствии станет одной из примечательных черт залыгинского дарования, которая ярче всего, пожалуй, проявилась в сатирической повести «Свидетели». Вещь эта отличается ярко выраженной антимещанской направ ленностью й едко высмеивает карьеризм, обывательщину, приспособленчество. На рубеже шестидесятых — С. Залыгин деЛает, наконец, окончательный выбор — литературу. Возможно, решающим толчком к этому решению стал замысел романа об ученых, воплощению которого писатель уже не мог не отдавать всего себя без ос татка. В начале 1962 года роман «Тропы • Алтая» впервые увидел свет на страницах «Нового мира». Об ученых, научно-технической интелли генции писалось в ту пору немало. Круп ные открытия в области ядерной физики, химии, развитие кибернетики привлекли к науке всеобщее внимание — в том числе и деятелей литературы и искусства. Воз ник даже некоторый стереотип этакого ученого-супермена, физика-ядерщика по преимуществу, который чуть ли не голыми руками берет плазму, совершая одно открытие за другим. Герои «Троп Алтая» не выступают вроде бы на переднем крае технического и на учного прогресса. Роман повествует о биологической экспедиции, которая со ставляет карту растительных ресурсов. «Карту можно составить хуже или лучше, — высказываясь , о замысле романа, гово рит его автор,— но сделать при этом. на учное открытие нельзя. Вот такую науку без открытий я . и хотел показать. Черно вую повседневную». И в «Тропах Алтая» С. Залыгин доста точно убедительно доказывает, что рас познать по-настоящему духовную сущ ность человека можно не только на каком- то экстремальном изломе или в ореоле великого дела. Читая роман, видим, что не меньшие возможности в раскрытии характеров таит и испытание повседнев ностью. Печать этого непрекращающегося (в чем и смысл и трудность его) испыта ния лежит в произведении буквально на всем: и на взаимоотношениях героев, и на их отношении к науке вообще и к науке, ко торой они занимаются, в частности, но, главное,— на отношении к природе. Последнее для С. Залыгина, пожалуй,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2