Сибирские огни № 12 - 1983
птицы сбиваются в стаи «к сентябрьским страницам»,— таков мир поэтической шко лы, как ее понимает Николай Колмогоров. В плане идеи, в понимании Человеческо го Дома, я думаю, Николаю Колмогорову многое удалось; по мысли, по идее книга его сложилась органично. Однако в пути от первой книги ко второй поэт нечто утра тил или утрачивает. Стих и тон его разговора стал менее де мократичным. Поэт все более и более ув лекается свободным парением над конкре тикой, над событийностью, лишая свои стихи жизненной привязки, реального сю жета, который был присущ его первым опы там и радовал в них... У меня есть твердая вера в то, что Нико лай Колмогоров не остановится на своей книге «Дом», не станет далее варьировать то, что написал в ней, а на новом витке развития снова выйдет к реальному миру первооснов, выйдет к своей душе, очищая ее от наносного. Ничто помешать не сумеет познанию сути души. Ведь дерево тянется, зреет в любой, самой дальней, глуши. Ведь звезды над ямою каждой, и каждым болотом горят, и жажда приходит однажды — , добраться до лучшего «я»... Но это уже стихи из сборйика Марии Бушуевой. Книга эта называется СТИХОТВОРЕНИЯ Мария Бушуева (г. Новосибирск) дебюти ровала в 1977 году в поэтической «кассе те», изданной Западно-Сибирским книжным издательством, там же в 1982 году вышла ее вторая книга. Точка, где ее голос начинает звучать, сливаясь с многими голосами молодых, а в их числе и Николая Колмогорова,—это точ ка безличностного, среднепоэтического зву чания, точка обшеусвоенного из Ф. Тютчева, либо из Ф. Тютчева, трансформированного Н. Заболоцким и Б. Пастернаком. Однако даже при самом пристрастном взгляде на стихи Марии Бушуевой невозможно сказать, что эта среднепоэтическая позиция, проис текающая из весьма поверхностного освое ния «школы», главенствует и задает тон^в ее книге. Напротив, мир «Стихотворений-» глубоко лиричен, личностен, индивидуален до субъективности, а в главном своем па фосе героиня лирики Марии Бушуевой на стойчиво, постоянно, мучительно и устрем лений ищет пути из этого своего мира в мир людей, мир гороДа, мир природы. ■ Первый ее дом — это реальный дом дет ства: Веселый абажур, домашний запах чая, за пианино мать поет; «Я встретил вас...» а бабушка моя «Конармию» читает и курит «Беломор», не поднимая глаз... И хотя детской душе этот мир домашнего уюта, теплоты и представляется устойчи вым, вечным, хотя далее героиня говорит о себе, что она '«взращена в тумане теп лом», даже и первые впечатления от своего • дома, а следовательно, и понимание Чело веческого Дома, у Марий Бушуевой испол нены сознания какой-то хрупкости бытия, сознания больной неслиянности героя и ми- ра. Не случайно выше процитированные сти хи заканчиваются такими строками: О, серый габардин годов пятидесятых на взрослых, дорогих, беспомощных плечах! Не случайно через всю книгу проходит мотив хрупкости бытия, неустойчивости бы та, предметы-проявления которого ломаются и бьются, Дом-Семья —этот островок теп ла, любви в огромном неведомом мире — постоянно оказывается то без стены, то без крыши, то со снятой дверью, и героиня вы нуждена видеть огромный мир. Понимание вещественного мира, мира ве щей, как неглавного, как невечного, пони мание хрупкости, незащищенности одиноко го человека —это первые уроки, которые усваивает героиня стихов Марии Бушуе вой, и это обращает ее к углубленному вни манию к себе, -к собственной душе. Какая я, кто я, какою я должна стать, чтобы войти в мир нелишней, нужной этому миру?'— с этих вопросов начинает складываться ха рактер лирической героини, ее судьба. Она начинает переустраивать мир с себя, ис пользуя самую высшую волю— волю само познания и самосовершенствования: Ничто помешать не сумеет познанию сути души... Она осознает, а следовательно, и строит, как Дом, свою душу, постепенно приходя к сознанию того, что утрата уединенного размышления, утрата возможности тайного строительства Дома —равна смерти: Когда мечтать перестаешь, то, значит, ты заболеваешь,— как будто книгу закрываешь, в которой дышишь и живешь, в которой вся твоя судьба... И от нее ты убегаешь... Как будто умер, но скрываешь, со страхом, это от себя. Героиня максималистски удерживает себя на избранном пути, поверяя каждый свой шаг и полысел только тем, насколько он ве дет к. самопознанию или уводит от него. Она готова себя казнить даже за мимолет ный отход от того, что считает «человече ской высотою»: О. черт возьми, опять я лгу: я высоты боюсь, я трушу и, выворачивая души чужие, от своей бегу... Но лирический сюжет развивается да лее, и, осознав себя, героиня видит, что нахбдится дом ее души в огромном городе, составленном не столько из каменных зда ний, сколько из других судеб, из неведомых ей людей, из недоступных ей чужих миров, и новые чувства возникают в ней, новым светом озаряется ее Дом, новые пути от крываются за его окном, протягиваются от его порога: ...я плач незнакомый в себе различаю про несовместимость души и души... Героиня понимает, что путь, избранный ею,—путь уединенного строительства своей души в поисках покоя, в поисках устойчи вости бытия в этом неустойчивом мире— иллюзорен во многом и может быть принят только как этап, но не как единственное жизненное поведение. В минуту слабости она готова уйти в себя, как в раковину, и восклицает: Нет, я сошла с ума, себе желая испытаний слезных,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2