Сибирские огни № 12 - 1983
пядь великой родной земли. Так и человек. Он вырастает из родительского дома, храня к нему любовную память, и наступает такой день в его жизни, когда он начинает пони мать свою, жизнь, как непрестанное стрем ление к тому, чтобы все пространство ми лой родины — все ее стороны и земли — не только ощутить и чувствовать своим До мом, но и относиться к нему — простран ству Родины, как к отцовскому дому — с бережливой любовью и сыновним созида тельным вниманием... Наверное, этой развернутой метафорой из М. Пришвина можно определить основ ной пафос поэтической книги Николая Кол могорова «Дом»... Птицы перелетают из одного его стихо творения в другое, неожиданно выглядыва ют и посвистывают из середины строфы или выпархивают в финале, устремляясь вместе со смыслом стиха р неоглядное си нее небо Родины. Но птицы (как и все су щее) для Николая Колмогорова не просто детали пейзажа, орнаментальные черточки живой картины многозвучного и многокра сочного мира. 'Уже в первых, как бы эпиг рафических строчках своей книги он гово рит, что Люди, птицы, деревья, снега — это мысли, сошедшие наземь! И далее поэт оснащает и разрабатывает эту, казалось бы, парадоксальную мысль, передавая нам свое убеждение в том, что в каждой части живой природы содержится вся ее мудрость и красота, что каждый че ловек достоин любви не меньшей, чем все человечество, что чувства и мысли челове ка только тогда нравственно оживают, ког да соприкасаются, сливаются воедино с великим движением природы, но и природа сама способна сказать о себе, почувство вать себя только в душе и разуме чело века. Поэт занят воплощением в слове нераз дельности всего живого на земле. Он сое диняет в едином поэтическом дыхании «вечное время детства» и «вечнозеленое время природы». Он ощущает собственную жизнь, как «вихрь закинутых к облаку птиц» — нечто удивительное, восторжен ное, радостное и ценное само по себе. Связь человека с землею, как и связь матери с сыном,— не результат рассудоч ности или принуждения, а следствие их еди- носущности. И я не прочь взлететь, как журавли, ведь счастья птицы я еще не знаю! Но почему от матери-земли объятия свои не отрываю?.. Наверное, с этого вопроса, с этих строк и начинается углубление Николая Колмого рова в тему Человеческого Дома, тему гар монического самоощущения человека в ми ре. Что есть Дом Человека? к Это, конечно же, то самое бревенчатое сооружение, где с семьею своею живет ге рой, где он ожидает и встречает друзей, а потом, проводив их, в одиночестве понима ет, что счастье его равно тем дням, «когда дом наполнялся, оживал голосами-друзей», что дом его только и возникал в этих дру жеских голосах, а без них оставался «де ревянной раковиной» одиночества. Дом Человека — это и радостная воз можность самому прийти к душевному дру гу, чтобы умножить счастье или разделить горе. Дом — это семья человеческая. Это тесно прижавшиеся друг к другу мать и отец, ко торые прикрывают своего ребенка от жиз ненного ненастья. Они — самый крепкий, самый светлый, самый вечный Человеческий Дом, поставленный на любви, на продолже нии в роду человеческом верности, доброты и труда. Нравственный закон — душа Человече ского Дома. Таково поэтическое утвержде ние Николая Колмогорова. Поэтому поэт вполне естественно и органично расширяет далее понятие Человеческого Дома до пре делов всей живой природы, и когда он пи шет — . ■ Пусто под осень в доме. Все отстоялось светом...— то эти строки в контексте книги восприни маются как строки о просторном Здании— обо всей природе, как Человеческом Доме. Природа и родной дом совмещаются в сти хах Николая Колмогорова: Вот, опаленный войною в сечах безумных, солдат к дому вернулся, в родное, слышит, как Травы шумят... Вот облака грозовые буря о камни крушит! Вот через волны ржаные в дождике — Дженни бежит!- («Бернса люблю...») Но как естественно в русской речи свя заны род, природа и родина, так и в поэти ческом мире Николая Колмогорова поня тие Дома-Природы осмысливается, как по нимание Родины своим родным домом. Сперва это локальное, замкнутое простран ство так называемой «малой родины» — на шей великой Сибири с ее зимним неуютом и летней могучей благодатью: Под морозами спины сутуля, мы намерзлись на родине так, что до самой средины июля нам еще не согреться никак. Но услышал я милую гостию — за'оврагом кукушку в кустах, и увидел, как белою гроздью дозревают дожди в небесах. Где трепещет осинник у взгорья и смолою текут кедрачи, в грудь ударило воздухом поля, будто от раскаленной печи!.. Но вот герой стихотворений Николая Колмогорова выезжает из своего родного дома — Сибири и в один из наездов в Ев ропейскую Русь, его, сибиряка, воспитан ного на мощных пейзажах, на особом, отно шении к пространству и времени, до глуби ны трогает, далекий и внещне совершенно невзрачный уголок земли. Прозрачен августа закат и монастырь полузабытый, чьи тускло луковки горят, стоит, любым ветрам открытый... Герой пытается понять, какою силою, по чему трогает его душу все это, казалось бы, не имеющее прямого отношения к Си бири, к ее главной вере -г не в божествен ный промысел, а в силу человеческого ума
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2