Сибирские огни № 12 - 1983
«шум» стиха, сколько то, что этот «шум» производит,— видится, что поэтическая школа Николая Шамсутдинова тоже может быть основательнее. ПРОЩАНИЕ С ЮНОСТЬЮ Так называется вторая книга Николая Шамсутдинова (М., «Молодая гвардия», 1982). В ней, как и в первой, вышедшей в Средне-Уральском книжном издательстве двумя годами раньше, мир стихов по са мому первому от них впечатлению — ярок до пестроты, динамичен, шумен, до тесноты населен людьми, наполнен существами, предметами и деталями видимой, ощутимой жизни. Можно сказать, что отличительная черта стихотворений Николая Шамсутдино ва — это динамическая вещественность их. Статика, покой, расслабленность, элеги ческое созерцание — всё это не для Нико лая Шамсутдинова. У него и сам предмет всегда показывается в движении, двигаясь только и становится заметен для поэта. Предмет, лицо, герой проявляются только через смену состояний, через перетекание и игру признаков и свойств. Причем призна ки и свойства даются не описательно, не констатационно, а в катящихся метафорах. И вся картина его стихотворения — будь то рыбалка или забой оленей, ожидание вертолета на буровой или портрет путевой обходчицы,— сгусток сравнений, ряд обра зов — разных по силе и оригинальности, но несомненно свидетельствующих о том, что автор обладает, кроме способностей поэти ческих, еще недостаточной широтой взгляда и глубиной дыхания. Пронизаны солнцем плахи, рубахи в поту, как робы. Мотаясь туда-обратно, постанывает пила. Растет на прибрежье лодка, крутые сухие ребра Сосна молодым и крепким золотом обняла... Так начинает поэт свою книгу «Проща ние с юностью», сразу заявляя о своем ви денье мира, о своих поэтических пристра стиях. А когда через страницу мы встреча ем описание разудалой игры на гармонике, то убеждаемся, что поэт остался веред Павлу Васильеву, которого когда-то вы брал в свои учителя, у которого он многое перенял и усвоил: , ...гармонь твоя светла. Картузы заламывая, песня По садам деревню развела. Эта песня брагой дышит, маем. Упоенно колобродит пляс, Каблуками лютики сшибая И платками по небу стелясь. — Вылетай, задорная, скорее! Оплесни подолом, подмигни! (Пляшущие рыжие деревья. Пьяные медовые огни). Интересность стихотворений Николая Шамсутдинова в том, что для него стало естественным и своим широкое видение внешнего мира, ему посильна строка на большой вдох. Поэт поет не от собственно го избытка чувств и мыслей, он, скорее всего, ощущает себя должником окружаю щей реальности, который просто-таки обя зан громко, с массой подробностей, ярко и многословно рассказать тут же обо всем, что встретилось нр его пути. Сам же автор при этом выявляется (как лирический ха рактер) более во внешней манере речи, чем в, сознательном отборе жизненного материа ла для стихотворений, чем в душевном при страстии к своему миру идей, чувств, эсте тических ценностей. Жажда, страсть рас сказать то, что -увидел, перебарывает в книге Николая Шамсутдинова жажду и страсть к переживанию в слове поэтическом того, что увидел, к поискам поэтических токов, скрытых под внешностью мира. Есть на этом пути у автора несомненные удачи и обретения. Жизнь'сама выстраива ет даже привычные сюжеты в такой после довательности, что достаточно внимательно к ней присмотреться и — родится искра чувства. Вот автор начинает писать, казалось бы, очередную «банную оду», сразу относя нас к десяткам подобных произведений, в ряду которых равнозначно отдалены от реально сти и «Вот как парятся доныне в русской бане мужики» Л. Чикина, и «Бани, бани, двери — хлоп! Бабы прыгают в сугроб» А. Вознесенского. Сперва кажется, что и у Николая Шамсутдинова ничего кроме обя зательной разудалоСти в стихотворении не будет, но он поворачивает тему от орнамен та к жизни, от романтики к правде увиден ного: fio горьким субботам, пусты и тихи, у бань безголосых, в нательных рубахах, Почти бестелесны, молчат старики... И радость от ощущения собственной те лесной молодости, здоровья, крепости де ревенского отдыхающего мира,— в душе героя сплетается с горечью одинокой ста рости, с печальным воспоминанием о поте рянных детях одиноких деревенских стари ков. Покоен деревенский вечер, жарка ба ня, здоров мир, но присмотритесь — ...и тонко сквозит, как рлезинка, из мрака. Аж режет глаза, Одинокий старик... Но стоит только поэту переувлечься внеш ностью явления или человека, стоит огра ничить Себя только задачей изображения того, что увидел, без проникновения в яв ление или судьбу, как получаются стихи проходные, не трогающие сердца, а порою и не содержащие достаточной доли такта по отношению к описываемым героям, как ■это произошло в стихотворении «Разъезд Ангелино», посвященном женщине, о кото рой автор посчитал возможным написать с разудалостью, непроконтролированной вку сом: Тугое неизношенное тело Забыться в полудреме не дает. Ударит в соснах птичья перекличка, ’ Забродит в теле лютая весна... ...Простоволобой выбежит под тучи, Отчаянно застынет на юру. Лишь проливные волосы в падучей Забьются на пронзительном ветру... Разудалость усугубляется тем, что стихи посвящены реальному человеку. Или еще одно показательное в этом пла не стихотворение «Гулена». Героиня его, по словам автора, «гуленой... слывет, живет — не сеет, не' жнет», а в избе ее каждую ночь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2